tachkasmedom (tachkasmedom) wrote,
tachkasmedom
tachkasmedom

Семья и насилие. Мифы и реальность. Миф первый


Идеологи движения запрета физических наказаний часто ссылаются на исследования, которые якобы доказывают, что физические наказания, даже самые легкие, наносят вред психическому здоровью, что это преступление, совершаемое против детей, и потому их надо срочно запретить. А в нашей стране теперь уже и уголовное наказание за шлепки предусмотрено.

Важно отметить, что до того, как ювенальная идеология стала активно распространяться по планете, ученые изучали характер воздействия физических наказаний на психическое развитие детей. И нашли, что легкие физические наказания не наносят никакого вреда детской психике. Однако времена изменились, и на сцену вышли другие ученые.

Одним из самых цитируемых ученых, на которого более всего ссылаются идеологи защиты прав детей и запрета физических наказаний, является Элизабет Гершов, психолог, профессор Техасского университета.

На нее ссылается также множество других исследователей, изучающих влияние физических наказаний на психическое развитие детей. Она занимается этой темой уже несколько десятилетий, провела множество исследований и сделала метаанализ более 80 исследований в области влияния физических наказаний на детей. Выводы, которые она сделала в своей работе «Больше вреда чем пользы: Обобщение научных исследований, посвященных изучению ожидаемых и неожиданных последствий физических наказаний детей», однозначны: физические наказания приводят к чудовищным и ужасным последствиям, их надо срочно запрещать.

Но надо сказать, что в научном сообществе исследования и выводы Гершов были подвергнуты резкой критике. Ученые считают, что исследования сделаны ею весьма недобросовестно, в данных наличествует много неточностей, манипуляций и натяжек в логических выводах, что на самом деле выводы Гершов об опасности обычных физических наказаний не имеют под собой серьезных оснований. Но, тем не менее, эти выводы сейчас активно тиражируются, а потому нам представляется необходимым привести несколько основных ошибок в исследованиях и сделанных на их основании ложных выводах о вреде физических наказаний:

Миф № 1. Физические наказания приводят
к эмоциональным нарушениям у детей

Ошибка 1. В подавляющем большинстве исследований в одну группу были включены и родители, истязающие детей, и те родители, которые используют легкие физические наказания, шлепки.

В подавляющем большинстве исследований, которые использует Гершов в своем метаанализе, сделана эта ошибка. Об этом пишут в своей критической статье «Обычные физические наказания. Вредны ли они? Комментарии к исследованиям Гершов» Диана Баурминд, Филипп Кован и Роберт Ларзерлер — исследователи в области семейной и детской психологии. В тех же исследованиях, в которых ученые подошли к вопросу добросовестно и отделили садистов и психически нездоровых людей от обычных родителей, использующих легкие физические наказания, был сделан вывод, что шлепки не наносят никакого вреда психическому развитию детей.

Ошибка 2. Выводы о вредоносности для психики телесных наказаний делаются не на основании объективных исследований эмоционального состояния ребенка, а на детской субъективной оценке этого состояния.

В доказательство того, что физические наказания вызывают у детей краткосрочный и долгосрочный дистресс, приводятся исследования, основанные на опросе самих детей. Например, в интервью для детей присутствовали такие готовые варианты ответов: «шлепки делают тебя грустным и сердитым» или «это больно и тебе хочется плакать». Однако субъективное ощущение ребенком обиды и переживаний не может служить объективным показателем психического вреда здоровью. Такие ощущения могут возникать у ребенка и при родительском запрете есть сладкое перед обедом. От этого тоже дети становятся «грустными и сердитыми», а иногда даже плачут.

Также Гершов приводит исследования, проведенные в Великобритании, в которых делаются выводы о том, что физические наказания становятся причиной психологической травмы у детей. Однако о наличии психологической травмы, по мнению исследователей, свидетельствуют ответы детей типа «это причиняет боль и это неприятно, и людям не нравится, когда их бьют». Снова субъективное переживание обиды приравнивается к психотравме.

Процесс социализации детей никогда не проходит безболезненно для них. Усвоение общественных норм часто идет вразрез с импульсивными желаниями ребенка и приводит к чувствам обиды и гнева на родителей. Подобные чувства испытал каждый человек будучи ребенком. Эти чувства не являются ни свидетельством психического и эмоционального нездоровья детей, ни показателем плохих отношений между детьми и родителями. Без фрустрации не бывает развития. Родители, которые воспитывают детей, потакая любым их прихотям, вырастят эмоционально незрелых и инфантильных индивидов. И вот такое воспитание будет наносить тот самый вред психическому здоровью ребенка, о котором рассуждают противники телесных наказаний.

Tags: Ювенальная юстиция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments