Previous Entry Share Next Entry
Формирование мужской идентичности в неполных семьях
tachkasmedom



При обсуждении процессов формирования половой идентичности невольно встает вопрос о том, может ли мать, воспитывающая сына без отца, обеспечить ему возможность обрести свою мужскую идентичность?  Ответ на этот вопрос может быть положительным.

Мать-одиночка может попытаться компенсировать  отсутствие отца, предоставляя ребенку возможность общаться с другими значимыми мужскими фигурами. Она также может транслировать ему свой собственный внутренний идеальный образ мужчины,  в большой степени сформированный образом собственного  отца, и в меньшей  -  существующими в обществе и культуре примерами для идентификации. «Мальчики не плачут», -  может сказать мать больно стукнувшемуся  маленькому сыну, сообщая (как осознанно, так и неосознанно) образцы мужского поведения. Здесь большую роль могут сыграть культурные и социальные нормы, касающиеся того, какими должны быть мужчина и женщина. Те же утверждения справедливы и для варианта: отец, воспитывающий дочь.

Однако, несмотря на большие усилия матери, риск того, что мальчик уже и во взрослом возрасте будет внутренне сомневаться в собственной мужественности. Дело в том, что пока ребенок  является младенцем, он находится в очень близких отношениях с мамой. Психологи называют этот период отношений мать-ребенок слиянием. Это совершенно особенный период времени в жизни ребенка, очень нужный и важный. В течение первых месяцев жизни мать чувствует что ребенок  - это продолжение ее. Это помогает ей сконцентрироваться на нем, остро чувствовать его состояние и его потребности. В речи матери часто можно в этот период услышать слова «мы поели» или «у нас сегодня болел живот».

Постоянное внимание матери, ее готовность прийти на помощь создают у ребенка чувство безопасности, вызывает у него доверие к миру. Это чувство безопасности становится залогом, необходимым фактором его интеллектуального развития, т к. именно чувство безопасности становится предпосылкой для осуществления познавательной активности. Таким образом,  эмоциональное благополучие на первых этапах становится залогом интеллектуального развития.


И далеко не всякой матери (особенно эмоционально теплой, любящей и заботливой) легко отказаться от отношений слияния тогда, когда приходит время от них отказываться.  Будучи благоприятными и желательным на этапе младенчества, отношения слияния становится фактором, серьёзно тормозящим развитие ребенка на следующих этапах. В этом случае мать продолжает видеть в ребёнке младенца, не отпускает его от себя, пытается угадать и выполнить все его желания. Сейчас все чаще можно услышать слова матери, говорящей о своем сыне-подростке «мы»: «мы получили двойку», «мы не хотим учиться».

Способность отказаться от слияния зависит от того, насколько спокойно и уверенно чувствует себя мать. Если ее тревога не мешает ей «отпустить » ребенка, то он сможет двигаться дальше, к следующим этапам развития. Отсутствие мужа  - это фактор риска,  посколько это означает, что матери будет трудно отказаться от  отношений слияния, представляющих большую ценность не только для ребенка, но и для матери. Она может чувствовать себя одинокой, ребенок может оказаться самым близким человеком в ее жизни. Примерно такой же риск возникает и тогда, когда отношения супругов являются неудовлетворительными,  отчужденными и холодными, так что мать начинает искать тепла у ребенка и бежать от чувства одиночества.

Таким образом, мы видим, какое значение здесь имеет полноценное  присутствие в семье третьего – отца, и какой риск несет в себе воспитание детей в неполных семьях. Но, повторюсь, что несмотря на все эти риски мать-одиночка может воспитать самостоятельного, независимого и внутренне сильного мужчину.  В качестве «третьего» у матери может появиться увлечение любимым делом, приносящим радость или она  находит другие зрелые способы справляться с одиночеством. Однако вырастить эмоционально зрелого ребенка матери или отцу-одиночке  значительно трудней и риск воспитания зависимого и инфантильного индивида весьма высок.


Источник фото


  • 1
Питеру поклон.

Cпасибо. И Беларуси поклон ))

Спасибо!

ну воспитывала мать - но плюсы есть, мне не нужен авторитет, я сам выбираю то-что хочу, ну и с девочками проблем особых нет, с мамой у меня холодные отношения -но я ее люблю по-своему и она меня по-своему, постоянного внимания как раз в детстве не было, меня воспитывали бабки, тетки, сестры, братья ;)) короче там целая каста;))

но все же я считаю -что отец может лучше приобщить ребенка к жизни, потому что женщины в большинстве случаев ничем не увлекаются, а отцы могут научить ребенка водить машину, играть на гитаре, и т.д. хотя у меня и не было отца, я сам приобщился к электрогитаре к примеру-я все гадал откуда у меня все это? а оказывается в генах все это плюс исследование мира с малых лет, с малых лет я только и слушаю-что рок;)), покупка гитары была просто следствием ;)) в общем 50 на 50! Кем будет ваш ребенок зависит наполовину от родителей, наполовину от исследований мира малыша;) хех купи ребенку игрушечную гитару и он захочет ее во взрослой жизни, мне покупали ее в детстве ;)) и я хотел в детстве гитару, но мне ее не дали, я ее сам себе дал, будучи взрослым ;)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account