?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Как просмотр телевизора влияет на интеллектуальные способности?
tachkasmedom


Важнейшим психическим процессом, оказывающим большое влияние на развитие интеллекта, является внимание.

Внимание — это сосредоточенность и направленность психики в определенный момент на определенном объекте.

Внимание сопровождает все познавательные процессы человека. Есть у внимания некоторые характеристики. Нас пока интересуют только две: устойчивость и  скорость переключения внимания

Все характеристики внимания важны важны, никакая из них не является отрицательной или превалирующей над другими. Все эти характеристики должны в норме присутствовать в достаточном количестве. Когда есть перекос, например, в сторону устойчивости внимания, то человек начинает сильно застревать на объекте, зацикливается на нем с той или иной степенью нарушености, в пределе переходящей в патологию.

Противоположный спектр проблем возникает при пониженной устойчивости внимания. Или по-научному, неустойчивости внимании. Тогда человек не способен сосредоточиться на чем-либо продолжительное время, он все время отвлекается, и соответственно, он не способен эффективно вести какую-либо деятельность.

Когда человек смотрит телевизор, он на протяжении длительного времени видит с большой скоростью меняющиеся картинки. Причем в последние несколько лет скорость смены изображения резко возросла. Если вы сравните нынешние кинофильмы, сделанные практически в виде клипов, и сравните с кинофильмами девяностых годов, то увидите, что последние гораздо менее динамичны. Ну, а фильмы восьмидесятых годов и ранее современные дети вообще считают скучными и очень медленными. Скорость смены одной картинки на другую выросла в несколько раз.

А что происходит с мозгом ребенка, когда он смотрит современную видеопродукцию? Мозг привыкает к высокой скорости  передачи информации, его внимание постоянно переключается с одного изображения на другое. Темп переключаемости внимания наращивается. Слишком высокий темп переключаемости дается за счет снижения устойчивости внимания. А это, в свою очередь, приводит к тому, что глубина проработки информации снижается.

Я предложила сосредоточиться на детях, хотя по моим наблюдениям, взрослые, выросшим в эпоху, когда телевидение находилось в зачаточном состоянии, сейчас тоже испытывают трудности со сосредоточением внимания на длительное время. Но детский мозг, тем не менее, находится в процессе формирования и окружающая среда оказывает на него большое влияние.

По данным специалистов, сейчас количество детей, страдающих дефицитом внимания, значительно возросло. Не думаю, что телевизор — это единственная причина данного явления. Но то, что это одна из важных причин, несомненно.


  • 1
У меня сын гиперактивный, проблемы в жизни страшные (сейчас ему 27 лет). Но это от рождения пошло.

А по теме - телевизор работает, как устройство с положительной обратной связью. Он рассчитан на "средний уровень", и даже на его понижение, чтобы срубить побольше денег. Всегда смешно, когда человек падает в грязь, или шутки ниже пояса. Но, кроме ориентации на аудиторию (пассивное начало) ТВ формирует зрителя (активное начало). И планка падает все ниже - вплоть до разрушения объекта (то есть, массового зрителя).

Та же ситуация происходит и с частотой картинки. ТВ отвечает на потребность дать чего-то легкого и незатейливого, так сказать, "сахарок". Поэтому приятнее дать массу быстро мелькающих простейших сюжетов, чем озадачить одним "вечным".

Таким образом, ТВ зритель, в угоду коммерческим интересам, быстро опрощается и привыкает к мельтешению всякой бестолковки. Но есть и еще одна замануха для деятелей антикультуры - это простота управления подобными упрощенными людьми. Дело в том, что управляющая система должна быть сложнее управляемой, а сложность - это всегда накладно.

Вынесу, пожалуй, все эти размышлизмы в отдельный пост.

Долго думал что меня смущает. Даже пришлось кое-что почитать по СДВ. Так вот.
"Страдающие СДВ могут совершенно нормально фокусировать внимание на деятельности и событиях, которые новы, непривычны, обладают высоким стимулирующим воздействием, интересны или пугающи. Это выглядит так, будто для концентрации внимания им необходима стимуляция, и поэтому они водят мотоциклы, ходят на страшные фильмы, занимаются рискованной деятельностью и имеют склонность конфликтовать с близкими."

Это речь идет о людях с физиологическими проблемами головного мозга. Но сама проблема - неустойчивости внимания та же самая. В чем она, в том, что люди не могут произвольно удерживать внимание на нужном, выбранном объекте. То есть непроизвольное внимание, основанное на внешнем контроле - к примеру "интересный" фильм или какой-то привлекающий видеоряд их вполне удерживает. Чтобы сосредоточится на одном объекте им нужна постоянная стимуляция с его стороны.
Взгляд с этой стороны дает понять, что дело вовсе не в частой смене картинки на экране, а в том, что ребенок не тренируется произвольному вниманию. Он привыкает, что его внимание постоянно стимулируется внешними раздражителями.
Если бы картинки были не интересны, необходимо было концентрировать внимание и удерживать его на телевизоре, эффект был бы скорее положительным - высокая переключаемость при наличии произвольного внимания. Но это дает слишком большую нагрузку, долго такую передачу не посмотришь. Через 15-20 минут высокой нагрузки на произвольное внимание и взрослого в сон укладывают))

Да, про произвольность я хочу тоже написать, но позже.

И здесь согласна

Как преподаватель скажу ещё об одном эффекте: привычка к клиповому способу подачи информации приводит к тому, что они... не в состоянии дочитать предложение до конца. Позвольте уж на примере:

В книжке фраза "внешняя устойчивость вершин графа определяется на основе смежности: внешним устойчивым множеством называется множество вершин, смежных остальным вершинам графа"
Даже не математику понятно, что если задается вопрос "что такое внешнее устойчивое множество", то ответ "они определяются на основе смежности" - неверный.

А ребеночек сидит в недоумении - он же правильно прочитал! Он же из книжки ответил!
И это только один пример. Такое постоянно. Выхватывают несколько слов и даже не пытаются осознать текст целиком. Даже не текст, даже коротенький абзац. Даже предложение. Как будто кто-то внутри мозга закрывает вентиль, так, мол, все, больше букв за раз мы не осилим, хватит...

Насколько я знаю, учебный процесс сейчас тоже часто строится в клиповом формате. Т.е. прочитал кусок из учебника, перескочил на несколько cтраниц, там еще кусочек, вернулся снова. Текста мало, картинок больше.

Где как... Видела я такие учебники, как вы говорите. Но в школе моего старшего учебники старые, наши ещё, изложение академическое, меня устраивает. Кроме английского. Впрочем, там учительница английского такая, что хороший учебник не спас бы - сама занимаюсь с ним.

В вузе я тоже стараюсь не клиповым форматом пользоваться, мои коллеги тоже вроде бы.

Многа букофф!

А можно, я не о телевизоре, компьюьтере, клипах, а о том, о чем большинство забыло прочно - простых детских играх, направленных как раз на развитие такого качества, как внимание, во всей его полноте?
1. Камешки. Нужны пять маленьких камней и ребенок. В первом раунде один камень подбрасывается, второй подбирается с пола, ловим первый. Подбрасываем два камня, подбираем третий и так далее. Второй раунд - подбираем по два камня. Третий - три и один. Четвертый раунд - четыре. Пятый - ладонь направлена горизонтально над полом, поверх руки выложены камни, подкинуть и поймать все.
2. Бирюльки. Те же камешки или кусочки дерева порядка 50 штук. Высыпаем горкой. Засекаем время, за которое ребенок разберет эту кучу. Условие - выхватывая одну деталь, не завалить горку. Второй раунд - по две детали и так далее.
3. Квадрат. Из картона вырезаем квадрат, разлиновываем пять на пять. В произвольном порядке ставим цифры от 1 до 25. Засекаем время, за которое ребенок найдет все цифры по порядку. Потом - в обратном порядке. Потом квадрат 6 на 6...
На это не нужны деньги. Только время и желание. А польза ведь огромная. Почему мы в детстве во все это играли, а нынешние об этих играх не знают?

Угу, на это не нужны деньги. На это нужны усилия и время родителей. А проще же посадить за телевизор и не париться. А бирюльки совершено замечательная игра. Очень здорово научает самоконтролю.

Edited at 2016-01-14 06:04 pm (UTC)

Я это к тому, что обсуждая вред телевизора, планшета и прочего, следует иметь ввиду эффект мультипликации, возникающий при отказе от старых игр.

В квадраты играла со старшим, с младшим тоже буду. Только я предпочитаю не однородные структуры, а вот такие: http://www.dezinfo.net/testy/50368-test-na-nablyudatelnost-najdi-v-tablice-chisla-ot-1-do-90.html

Спасибо, шикарный вариант. Примем на вооружение :-)

Эта картинка из одного из старых советских сборников "математическая смекалка".
Очень рекомендую, их три или четыре штуки от разных авторов: Кордемский, Игнатьев, Перельман...
Задачки со спичками, задачки на внимательность, просто занимательные на здравый смысл.

У меня есть" Алиса в стране смекалки", но там мало задач на наш возраст, только спички, и несколько логистических. Ничего, дорастем.

А на маленький возраст что порекомендуете?

Маленький - это сколько?

Годик с небольшим :)

Вам пока как можно больше общаться, проговаривая все, что происходит вокруг, считая вслух ступеньки, машины, деревья, тыкать пальцем во все подряд, внятно выговаривая названия. Можно буквы и цифры на листах распечатать и развестись по стенам. Только не весь алфавит сразу, а малыми дозами, по мере изучения, будете добавлять новые. Ну и кубики, картинки- пазлы из двух деталей Вам уже доступны.

Это мы все делаем)
Думал, что может какие-то необычные игры знаете, вроде тех, что сообщениями раньше обсуждали.
Про алфавит я где-то читал, что в малом возрасте лучше не изучать, чтобы ребенок научился сначала воспринимать целые слова и слоги. Дескать, алфавит будет сбивать.

Это обычные игры, просто их все забыли. Для Вашего возраста игр как таковых нет. Кубики только. Сначала крушить домики, построенные Вами, потом строить самому. Ребенок только начинает осваивать окружающий мир. Сейчас Ваша задача просто знакомить его с миром. Зарядочку вместе поделайте, они в этом возрасте очень прикольно отжимаются :-) Не спешите, эти игры требуют мелкой моторики, а Вы еще крупную толком не освоили. Как говорит наш тренер по рукопашному бою, если дерево тянуть за листья, оно, может, и вырастет чуть быстрее, но здоровее точно не станет.
Насчет алфавита - нам это не помешало, старший читает с 4 лет. Да, был период, месяца два, когда он уже уверенно называл все буквы, но не мог прочитать слово. Но мы работали над этим, оно быстро прошло, и он от букв перескочил сразу на чтение словами, по слогам не читал, так что тут сами решайте, какую методику выбрать.

Ребенок в этом возрасте и так занят активным познанием мира и освоением речи. Не надо ничего специально делать. Это будет перегруз.

Можете смеяться, но я вспомнила игры на Ваш возраст. Ладушки, Сорока кашку варила, Идет коза рогатая :)

Почему же смеяться) Мы их играем с удовольствием, сами пальцы загибаем)

  • 1