Previous Entry Share Next Entry
СПереписывание детских сказок и толерантность
tachkasmedom


Подкинули тут мне ссылку на замечательную книжку. Называется "Правдивая история о добром волке"

. Описание от издателя:

ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ О ДОБРОМ ВОЛКЕ, написанная немецким философом-антропологом Петером Никлом - это красивая и мудрая сказка о том, как из-за глупых предубеждений и устоявшихся стереотипов нам порой трудно отличить хорошее от плохого, добро от зла, тем более, если зло выглядит так притягательно и звучит столь убедительно, что хочется верить ему без оглядки. Но, как и в любой сказке, добро здесь, конечно же, побеждает и преподносит нам важный урок: умей видеть и думай своей головой.

Сказка, по сути, явяляется гимном толерантности. В ней очередной раз детей обманывают и рассказывают о том,  что зло — это добро, о том, что волки на самом деле заботятся о лесных зверях, а вовсе их не кушают.  А кто думает иначе — тот жертва предрассудков.

Волк - опасное существо не только для животных, но и для людей -  в сказках практически всегда символизировал злое начало. В  христианской традиции волк ассоциируется с дьяволом. Есть отдельные исключения (например, сказка о Иване-царевиче и сером волке), но это именно исключения, и даже в таких сказках волк -  вовсе не миленький добрячок. Но теперь все будет по-новому. Посмотрите на эту умилительную картинку.

Это не первая уже книжка на эту тему. Вспомнилась мне сказка из пособия для школьников «Наш мир и наши права. Что нужно знать о правах человека школьникам младших и средних классов». В занятии №24. «Как побороть предрассудки» есть сказка «Волк, которого оклеветали». Она представляет собой переписанную историю Красной шапочки. Вот небольшой фрагмент из нее. Рассказ идет от имени волка:

Для меня домом был лес. Я в нем жил и заботился о нем. Я старался, чтобы он всегда был ухоженным и чистым.

И вот в один прекрасный день я убираю мусор, оставленный каким-то туристом, и вдруг слышу шаги. Я прыгнул за дерево и оттуда увидел на тропинке маленькую девочку с корзинкой.

Девочка сразу показалась мне подозрительной из-за своей чудной одежды: вся в красном, а голова в капюшоне, будто не хочет, чтобы ее узнали. Разумеется, я прекратил уборку, чтобы установить ее личность. Я спросил, кто она такая, куда идет, откуда и так далее. Она в ответ наплела что-то насчет того, что идет к бабушке и  несет ей в корзинке обед. Вроде бы она и не врала, но ведь она была в моем лесу и в этом своем странном наряде выглядела точно подозрительно. Так что я решил поучить ее, чтобы знала, как разгуливать по лесу, никого не предупредив и в дурацком наряде.

Я отпустил ее, а сам побежал вперед к дому ее бабушки. Когда я увидел эту приятную старушку, я объяснил ей суть проблемы, и она согласилась, что ее внучке действительно надо преподать урок

А когда волк напал на девочку, чтобы ее «проучить», то все его не так поняли. Ну то есть волк в сказке — положительный персонаж, а Шапочка — отрицательный.

Вообще, переписывание сказок, выворачивание их наизнанку - модная нынче тенденция. И довольно опасная. Основная функция сказки — рассказать детям о законах функционирования этого мира.

Чему учится ребенок при изучении сказки в ее классическом виде? Дети, идентифицируясь с ролью Красной Шапочки, усваивают следующие социальные нормы и эталоны поведения:


  • Способ поведения с незнакомцами. Дети получают символический опыт того, что общение с незнакомыми взрослыми может быть небезопасным для ребенка. Волк здесь является воплощением чужого опасного взрослого, с которым не стоит завязывать разговор, которому не стоит доверять и на чьи посулы нельзя покупаться;


  • Ложь и агрессия является социально неодобряемым поведением, осуждаемым обществом (волк, обманувший и напавший на беззащитного ребенка, наказан);


  • Добро и справедливость побеждают зло.


А что узнают дети при изучении сказки «Волк, которого оклеветали»? Все три описанных выше пункта в сказке-перевертыше последовательно нивелируются и объявляются предрассудками. Ребенок получает опыт, что то, чему учили его родители и сказка в ее классическом варианте - не доверять незнакомцу - это предрассудок.

Чужому незнакомому дяде доверять надо, а родителям — нет. У них много предрассудков.


  • 1
Народу слишком много. Многие, как активные граждане, с претензией на часть благ, не нужны элитам в современном мире. Их растят, как исполнителей-полуроботов. А для этого нужно их отрезать от знаний. Особенно гуманитарных. Нет добра и зла. Нет черного и белого. Все смешано в серое.

А еще, если нет различения добра и зла, то нет и возможности защищаться.

Конечно. Как может полуробот защищаться от хозяина?

Нет такого слова в русском языке - гуманитарный. Вернее, не должно быть. Хуман это человек. Дословно-образно.
Гуманитарные знания это человекостроение.

Да, то же самое в "Шреке".

Угу, главный положительный герой - людоед.

И добрая фея - не добрая, и прекрасный принц - не прекрасный.

Ну с серым волком-то вроде все не так однозначно.


Ну, куда ж без обязательного комментария про Ивана-царевича и серого волка )) Но вот потому и сказано "почти". И это исключение не отменяет правила. Волк в сказках - отрицательеный персонаж. Как минимум - опасный. А не добряк, который за зайчиками ухаживает.

Как минимум - опасный, это да. Колыбельные, опять же.

В христианской культуре, например, волк традиционно ассоциируется с дьяволом.

«... И бурый волк ей верно служит.» Когда зло преображается и служит добру, когда оно (добро) мощное.

Edited at 2015-12-26 01:22 pm (UTC)

Ага, а если тебя оскорбили, изнасиловали или съели, то ты сама виновата - не так оделась и вызвала подозрения.

Все пытаются размыть русскую и христианскую идентичность. Хотя бы заплатили побольше и наняли писателей получше, а то "Разумеется, я прекратил уборку, чтобы установить ее личность... Она в ответ наплела... разгуливать по лесу, никого не предупредив и в дурацком наряде" - уж совсем дибильно написано. Хотя оно и понятно, потому что мерзавцы, которые это делают, явно не могли быть приобщены к великой литературе, культуре и истории. Отсюда такое ренигатство.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account