Previous Entry Share Next Entry
Совфед предлагает вернуть в школы «Повесть о настоящем человеке»
tachkasmedom


Член Совфеда Вадим Тюльпанов обратился к главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову с просьбой вернуть произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» в школьную программу, сообщает ИА REGNUM 31 мая.

Это хорошая новость. Если, конечно, книгу действительно вернут в школьный курс по литературе. Сейчас такие книги детям крайне необходимы. Почему они так нужны?

Одной из важнейших задач развития для детей (особенно в подростковом возрасте) является задача обретения личной идентичности. Так считал известный детский психолог Эрик Эриксон. Он называл личную идентичность эго-идентичностью. Чувство идентичности - это способность ощущать себя обладающим непрерывностью, тождественностью (сохранению своих характеристик в различных обстоятельствах) и целостностью, при условии, что это ощущение подтверждено окружающими индивида значимыми людьми и обществом.

Идентичность складывается в процессе интеграции комплекса социальных идентификаций индивида – этнической, семейной (сына или дочери), поло-ролевой, учащегося и т.д. Базис для достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако целостность идентичности зависит от того, насколько подросток сможет интегрировать свои частные, приобретенные ранее, идентификации с образом себя в мире, в обществе. Обретение идентичности в юности носит кризисный характер. Во многом идентичность формируется в процессе соотнесения подростком себя с обществом, с предыдущими поколениями.

Очень важную роль в этом процессе формирования  идентичности играют и культурные образы героев, предъявляемые детям. Они могут стать очень ярким и мощным маяком, показывающим путь личностного развития для юноши или девушки. В самом деле, не с суперменом же им идентифицироваться и не с людьми-Х? Те, кто создают образы всех этих виртуальных псевдогероев, тем самым подчеркивают: Не такие они, как они, как все. Они сверх-люди, не чета вам, простым людишкам. Никогда вы не станете такими же.

А вот настоящие герои — это те, кто смог изменить себя, развить в себе человеческие способности, явить большую силу духа. Настоящим героем может стать только тот, кто осознает ограниченность своих способностей. Тот факт, что это смог сделать обычный человек, укрепляет у детей веру в себя, в других людей, в человечество. Заметили, что в голливудских фильмах про супер-героев последние всегда противопоставляются обычным людям? Проклятые людишки все время забывают, как им помогают, подставляют, завидуют, боятся. На фоне супер-героев они всегда выглядят существами второго сорта. Поэтому знакомство с образами фантастических супер-героев не делает мальчишку сильнее. Более того, это укрепляет его ощущение собственной слабости, не зовет его развиваться. Он идентифицируется с теми самыми «людишками», которые со стороны наблюдают за тем, как сверх-люди решают между собой большие проблемы. Человек в этой картине мира - не у дел.

На процесс интеграции в подростковом возрасте большое влияние оказывают социальные общности, с которыми дети себя идентифицируют. Важнейшие из них – это народ, с которым подросток себя идентифицирует, граждане страны, которую он считает своей родиной. В этом смысле акция «Бессмертный полк» является совершенно гениальным изобретением, спасающем детей (пусть пока ненадолго и в небольшой степени) от этой гнилой идентификации «пожирателя попкорна». Важно также, что Алексей Маресьев - это «наш» герой, принадлежащий нашему народу, с ним можно почувствовать связь, поэтому с ним легче идентифицироваться.

Почему так важно воспитание патриотических чувств у детей? Помимо прочего, это важно потому что если эти социальные общности, в которых растет ребенок, обладают негативными характеристиками, то процесс обретения идентичности затрудняется. Последствиями неразрешенного кризиса идентичности могут стать «спутанность идентичности» или «негативная идентичность» - противоположной той социальной общности, частью которой он является.

Спутанная идентичность лишает человека психосоциального равновесия. Такой человек не может найти свое место в обществе, он страдает от чувства бесцельности и собственной бесполезности. Это слабый человек.

Конечно, роль родителей в процессе формирования личности очень важна, но родители часто и сами становятся жертвами этого самого масскульта. Какую силу воли, силу духа сможет воспитать в ребенке отец, если он сам, приходя домой с работы садится играть в компьютерные игрушки с теми же самыми виртуаьными супергероями или застывает у телевизора?

Поэтому, чтобы дети не вырастали слабыми, им нужно транслировать значительное количество позитивных настоящих образцов для идентификации. Конечно, это не панацея, это лишь один из позитивных факторов. Серьезно влиять на личностные характеристики детей он начнет, когда таких образов героев, как образ Алексея Маресьева, станет значительно больше, чем киношных сине-зелено-красных резиновых  мутантов


Recent Posts from This Journal


  • 1
Нужно вернуть в школьную программу "Молодую гвардию".

Убирают что бы лишнего не думали.

Угу. Зато к форме бравых американских киношных солдат дети быстро привыкнут

Скорее к бэтменам.

Да, хорошее дело, вернуть эту книгу.
Есть и ещё много таких достойных книг.
А то заставляли помню всякое говно типа "Война и Мир". обсасывать.
Или вообще дичь дикую "Преступление и наказание".
Один автор чего стоит, террорист-убийца, с приговором на вышак, каторжник пьянь и картёжный шуллер.
Каких то Белинских ублюдочных с Чернышевскими. и прочей швали.
Кого сейчас дитёнышам втирают не ведаю, до думаю, что ещё поганей что то.

В каком страшном мире Вы живете, однако. Не завидую Вам.

Вот уж удивили Вы меня, так удивили.
С чего это Вы мой мир страшным то признали?
Хороший у меня мир, нет в нём никаких страхов.

Наверное, я не поняла, в какую сторону Вы иронизируете. Перечитала еще раз коммент и поняла, что вывод сделала неверный ))

Принято, но я не иронизировал.

А почему Белинский шваль?

Потому что падальщик от литературы.
Как и всякий критик.
Знаешь, что делать,знаешь как делать - делай.
А на чужой труд грязь лить и поучать этим зарабатывая это - объедками питаться.

Это будет здорово! У нас эту книгу учительница читала вслух в пятом классе в рамках внеклассного чтения. Я к тому времени её уже прочла три раза, а все остальные внимательно слушали, как никогда до этого на её уроках...

Да, она сильное впечатление производит

Ещё Маяковский писал: "В коммунизм из книжки верят средне.
«Мало ли, что можно в книжке намолоть!»
Если нет поощрения героического поведения в повседневной жизни, то книжка, особенно в соседстве с солженицынскими бреднями, не спасет. Чтобы у детей не было раздвоения реальности, нужно ломать всю антисоветскую рамку.

Отчасти согласна. Но поощрение героического возможно, если культурная среда подталкивает к этому родителей и педагогов. А так да, когда не поймешь, то ли советсский солдат герой, то ли жертва солженицинского фэнтезийного Гулага.

Голосую "за2 всеми конечностями!

ДАААА!!!!!!!!!

Ещё надо обязательно вернуть в школу:

Гайдаровские:
"Мальчиш-Кибальчиш", "Школа", "РВС", "Тимур и его команда"

Горьковские "Старуху Изергиль" и др.ранние рассказы

И "Как закалялась сталь" - хотя бы чтобы фильм детям на уроках внеклассного чтения показывали

Это все идентичность так идентичность. Всем идентичностям идентичность.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account