Previous Entry Share Next Entry
Шестилетние младенцы или еще об одном способе инфантилизации общества
tachkasmedom

Давно хотела написать о  модной ныне и крайне вредной практике длительного грудного вскармливания детей. Психолог Эрик Эриксон в своей книге «Детство и общество» весьма подробно изучил обычаи племени северо-американского племени Сиу.

Большое внимание он уделил изучению детско-материнских отношений. Интерес вызывает  одна особенность  воспитания детей до пяти лет (тем более, что она нынче весьма популярна в западном мире): мать могла кормить ребенка грудью вплоть до достижения пяти, а то и шести лет. Ребенок мог спокойно прикасаться к груди, мать никоим образом ему не препятствовала.  Можно с уверенностью утверждать, что у детей сиу существенно продлялись симбиотические отношения с матерью. Но нельзя также не сказать, что кормление  грудью определенно имеет чувственный  аспект в отношениях матери и ребенка, который, при условии кормления после 1 года выходит уже на первый план. А как иначе? Ребенок уже способен есть твердую пищу, так что остается в итоге только этот чувственный аспект, который раньше был всего лишь сопроводительным. Так что предлагаю мамам задуматься, ЧЕМ именно они заняты, когда кормят шестилетнего ребенка грудью. И чем на самом деле занят он.

Вернемся к Эриксону. Он пишет: «…Выкармливание ребенка считалось настолько важным, что даже сексуальным привилегиям его отца не позволялось, по крайней мере в принципе, нарушать либидинальное сосредоточение матери на кормлении. Говорилось, что понос у малютки - следствие водянистого молока матери, разжижение которого вызвано половым сношением с отцом ребенка. Мужа настойчиво убеждали держаться от жены подальше в течение всего периода выкармливания ребенка»

Такой подход к кормлению набирает все большую популярность и в России. Однако те, кто ратуют за него, не принимают во внимание  самого главного:  никакой обычай нельзя рассматривать   отдельно от  всех остальных обычаев данного конкретного общества.  Социальные нормы какой-либо общности всегда существуют в сцепке, они взаимосвязаны друг с другом.

Так, например, у индейцев племени Сиу есть центральный, ключевой ритуал, существенно проливающий свет на то, как,  несмотря на такую сильную связь с матерью в уже достаточно зрелом возрасте, мальчики племени вырастают в сильных и смелых воинов. Эриксон описывает его так: «Праздник начинался с ритуального пиршества, выражения благодарности Духу Бизона и демонстраций чувства товарищества среди соплеменников. Затем следовали обряды плодородия, сопровождаемые актами сексуальных вольностей, аналогичных тем, что служат отличительным признаком подобных обрядов во многих частях света. Потом шли охотничьи и военные игры, прославляющие состязательность среди мужчин. Мужчины шумно хвалились своими подвигами на войне; женщины и девушки вступали в общий хор, чтобы объявить всем о своем целомудрии. И наконец, взаимозависимость всех членов племени дакота возвеличивалась и утверждалась в обмене подарками и актах братания.

Кульминационный пункт празднества наступал, когда избранные участники истязали себя во исполнение клятв, данных в критические моменты текущего года. В последний день церемонии «кандидаты четвертого танца» подвергали себя наивысшей разновидности самоистязания, протыкая мышцы груди и спины небольшими вертелами, прикрепленными к «солнечной оси» (то есть к вертикально вкопанному в землю деревянному колу кожаными ремнями). Пристально вглядываясь в солнце и медленно отступая назад от центра в ходе танца, мужчины могли освободиться от добровольной привязи, только вырывая куски плоти из открытой груди. Так они становились духовной элитой года, которая своим страданием обеспечивала непрерывную благожелательность Солнца и Духа Бизона - основных источников плодородия и плодовитости. Этот специфический подвиг вскрытия собственной грудной клетки всего лишь один из тех бесчисленных способов, которыми по всему свету искупается сознание греха и обеспечивается непрерывная щедрость вселенной, и это часто после соразмерно буйного прощания со всем плотским».

Жестокое воспитание в более зрелый период развития, презрение к боли,  к телесному, культ силы, свирепости и мужества, в большой степени достигавшийся самоистязанием, помогали юноше вырваться из  материнского телесного рая. Символика ритуала (грудь, отрыв от тела) отсылает   к ситуации  ранних детско-материнских отношений. На ранних этапах длительный доступ к материнской груди вселяет в ребенка доверие к миру, некоторую самоуверенность. А на следующем этапе делается  достаточно резкий переход, и мальчику очень рано предлагается  стать мужчиной. В возрасте пяти лет он присоединялся к компании  старших мальчиков, которые, как пишет Эриксон, должны были «ввести маленького мальчика в этос охотника и сделать братскую верность цементом общества индейцев дакота (индейское название племени Сиу - «дакота», что  означает «союзники»). Вследствие исключительной близости с хвастающимися своими победами старшими мальчиками, младшие, должно быть, начинали довольно рано сознавать, что прямая фаллическая агрессивность оставалась уравненной со свирепостью охотника».

Итак, в примитивных обществах большое место в системе воспитания занимали меры по  преодолению регрессивных тенденций и слияния с матерью. Особый акцент делался на автономности, независимости и честолюбии охотника. Мальчика резко отрывали от матери и помещали в жесткую среду, в которой он вынужден был становиться самостоятельным, подчеркивалась его мужественность – то есть отличность от матери. Можно с уверенностью  сказать, что идея кормить ребенка грудью до пяти лет без соответствующего  дальнейшего воспитания в той же традиции приведет в нашем современном обществе  к весьма нарушенным детско-материнским отношениям. Симбиоз, такой полезный в младенческом возрасте, начинает здорово тормозить развитие ребенка на следующих этапах его жизни, когда ему уже необходимо развивать самостоятельность, искать другие источники интереса и способы получения удовольствия, нежели материнская грудь.

Симбиотические отношения представляют огромную ценность для ребенка, он никогда не откажется от них, если родители не создадут для этого специальные условия. Такие дети, как правило, инфантильны, у них низкий познавательный потенциал, они не умеют полноценно общаться со сверстниками, поскольку последнее  - это уже совсем другой уровень общения, к которому ребенок сможет перейти только если откажется от симбиоза. Да и вообще,  "никто из сверстников и близко не сравним с мамой,  никто не сможет быть как мама быть таким предупредительным, никто не предложит опыт такой чувственной нежности" - вот, что будет чувствовать ребенок. Так что он все время будет рваться назад, к маме на ручки. Некоторые «младенцы» так до старости этим и заняты.

Тенденция становится сейчас очень распространенной. Этак мы очень скоро получим целое поколение маменькиных сынков и доченек.


  • 1

и это только один вариант

1.И это только один, далеко не самый распространенный способ "антивоспитания" инфантилизма...
2.При этом, наверное, долгое кормление позволит преодолеть определенные болезни пищеварительной системы, например, вызывающие неусваиваемость ряда продуктов (я только предполагаю, поскольку не профессионал в этом вопросе, просто есть некоторые наблюдения).
3. Хотелось бы понять: есть ли существенная разница в результатах долгого кормления грудью мальчика и девочки? Исследовал ли кто-нибудь этот вопрос?
4. Вообще, очень сильный пост, а тема инфантилизма, поражающего целые нации, крайне актуальна. Спасибо автору!

Re: и это только один вариант

Спасибо! Инфантильная симбиотическая привязанность к матери для девочки также вредна. Да, она может вырасти женственной ( для женщины это, как Вы понимаете, хорошо. Женоподобный инфантильный мальчик - гораздо хуже). Но у девочки будут те же проблемы с познавательным интересом и с умением общаться со сверстниками.

По поводу пищеварительной системы. Ну, можно ведь найти и менее разрушительные способы с этой проблемой справляться?

Re: и это только один вариант

"И это только один, далеко не самый распространенный способ "антивоспитания" инфантилизма... "
а какие Вы еще имели в виду?

Это хорошо, что такое началось.
Отслоение неполноценных оздоровит этнос.
А расходный биоматериал очень понадобится развивающейся "ремонтной" медицине.
А ещё раньше, может именно они, заменят среднеазиатских дворников, кассиров и холуёв.

Люди иногда просто заблуждаются, их обманывают, рассказывая, как это здорово - кормить ребенка грудью до школы. Жалко людей. Они же люди.

Это именно те люди которые не помнят, или даже не знают, что они суть высшие приматы.
Как сейчас модно говорить они самовыпиливаются.
Но таких ещё достаточно мало, движуха только началась.
Зато другие факторы уже работают в полной раскрутке.
Знаю, что не комильфо ссылаться на самого себя, но помятуя, что жанр "комментарий" предполагает краткось изложения, что бы не повторяться, посмотрите у меня в Журнале
"Об обучении2".
Если не в лом конечно.

Интересный пост, спасибо, но тогда уж я Вам тоже возражу, ссылаясь на другой свой пост : http://tachkasmedom.livejournal.com/42264.html Увеличение количества времени на обучение не так уж плохо. Хотя с отдельными взглядами на воспитание, описанными у Вас, я согласна. Наверное, нужно найти золотую середину?

"Золотая середина" уже есть - Ф.Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и государства".
Теперь моё возражение.
Вы сказали, что с моими отдельными взглядами на "воспитание" согласны.
В своих суждениях я ни единого раза не употребил слова "воспитание" и "образование".
Они не имеют места быть в моём лексиконе поскольку признаны мной пагубными для реального осмысления процесса иготовления человекеров.
Прочитал Ваш пост ссылку, но обсудить пока не готов.
Привычка такя, первое прочтение вскользь, получить общее впечатление.
И только потом разобраться в конкретике.
И только потом уже делать суждения.

Способов инфантилизации - великое множество, любому методу воспитания противостоят десятки.. От "отдохни, сыночек, ты устал", "посиди, а бабушка постоит". "зачем ребенку география, когда извозчики и так довезут" до злобного запрета выполнять какую бы то ни было работу, потому что "ты не умеешь", "ты все плохо делаешь", "уйди - не мешай маме", "без тебя обойдемся".

Хорошо написано, только если бы кормление грудью до такого возраста было единственным способом воспитать инфантила, их бы были единицы. Много хуже, когда чадо, как младенца, защищают от микробов, сквозняков, трудностей и прочего всю его жизнь.

точно. и кто скажет, что психология не наука?!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account