Previous Entry Share Next Entry
Приемы манипуляции психикой в рекламе Макдональдса
tachkasmedom

Я уже писала о том, что взрослые гораздо менее восприимчивы к рекламе, чем дети, потому что у них гораздо выше уровень критичности по отношению к транслируемой информации. А потому рекламщики из кожи вон лезут, чтобы этот уровень критичности снизить. Для этого у них есть целый арсенал средств. Рассмотрим некоторые из них на примере новой рекламы ресторана «Макдональдс». В ней усматривается как минимум четыре манипуляционных приема.

Информация подвергается критике в процессе ее осмысления. То бишь процесс критики — это мыслительный процесс. Как можно значительно затормозить процесс холодного критического осмысления информации? Правильно, надо значительно повысить эмоциональную составляющую информации и соответственно снизить смысловую, содержательную.

Заметьте, никто в этом рекламном ролике не говорит вам о том, что в Макдоналдсе самая вкусная еда. Потому что рекламщики понимают, что тут-то вы сможете с ними поспорить. Зато вам предлагается ряд мини-сюжетов, наполненных сообщениями об эмоциональном состоянии рассказчика (рассказчиков). Причем эти эмоциональные состояния подобраны не просто так, каждый сюжет, каждый кадр здесь используется с определенной целью. Итак, какие эмоции сообщают зрителю мини-сюжеты?

Езда на велосипеде по снегу, танец, падение в снег, полет в воздухе - все это состояния сильного эмоционального возбуждения. Но это не эмоции человека, решившего сложную задачу, например или оказавшегося под впечатлением просмотренного спектакля, когда соединяемые вместе знание и эмоции обогащают друг друга.

Нет, в этом ролике зрителя заражают совсем другими эмоциями. Я бы даже сказала аффектами. Находящийся в описанных в ролике ситуациях человек практически полностью лишен возможности осмысленно воспринимать реальность - когда человек танцует, в полете или падает в снег, ситуация меняется слишком быстро, а потому у него просто нет на это времени.

Кроме того, и танец, и падение (оно же полет) — все это ситуации, в которых человек демонстрирует признаки трансового состояния. Введение человека в состояние транса — одна из важнейших целей манипуляторов всех мастей. У человека в состоянии транса снижается уровень сознательности и критичности, он становится внушаем.

Далее, когда уровень критичности снижен, зритель стал более внушаем, появляются статичные картинки, призванные закрепить аффект с нужным изображением или сообщением. В данном случае - рассказами о том, как все счастливы вместе с рестораном Макдональдс.

Еще один прием снижения критичности - это быстрая смена кадров. Вы не успеваете осмыслить транслируемую информацию. А потому вам придется глотать ее так, она проникнет в вашу память помимо вашего сознания.

Третий прием снятия критичности тоже направлен на наведение на человека трансового состояния. Только на этот раз на другом уровне восприятия — на уровне речи. В течение ролика несколько раз повторяется странный речитатив «Шер, лайк, кот». В нем слова, никак не связанные друг с другом по смыслу. Ни логически, ни грамматически. Поскольку мышление — это процесс определения связей между предметами, явлениями и понятиями, то разрушить мыслительный процесс можно посредством разрыва шаблона. Разрыв шаблона — это отсутствие логических связей между предметами, явлениями и понятиями, то бишь абсурдизация, связывание несвязываемых друг с другом вещей. Кстати, подобный, нарушенный способ мышления наблюдаются у больных шизофренией. Поэтому иногда весело наблюдать за людьми, с восторгом рассказывающими о том, как кто-то им «разорвал шаблон», потому как люди, сами того не понимая, рассказывают о том, как над их сознанием совершили насилие, заставили их мыслить так, как это делают тяжело больные люди.

Итак, речитатив «Шер, лайк, кот» также направлен на повышение внушаемости зрителя. Использование непонятных слов, неоднократное повторение их направлено на усиление трансового состояния.

Мне давно уже кажется, что реклама Макдональдса стала с этической точки зрения неприемлемой. Но такой открытой и бессовестной манипуляции я давно не встречала.

UPD. В комментариях мне сообщают, что якобы у упомянутых бессмысленных слов есть смысл, и что комментаторы его точно знают. Однако приводят при этом нсколько разных значений. Все эти значения имеются в фейсбучном жаргоне. Однако реклама делается для максимально широкой аудитории, а не для кучки людей, сидящих в фейсбуке. И как оказывается, даже завсегдатаи этой соцсети не могут между собой договориться о смысле этог словосочетания. Но им нравится гордиться собой за то, что они знают иностранные словечки, пусть даже они  не могут увидеть в них смысл - можно ведь самим этот смысл придумать. Поэтому специально для них, нашедших СМЫСЛ, пишу: для подавляющего большинства зрителей этот набо слов является бессмысленным.


  • 1
"Шер, лайк, гот" - поделись, нравится, получил. Типа "моя твоя не понимай" - слова без грамматической связки. Налицо ещё примитивизация, утягивание к низменному.

"Гот" - это по-английски. Произносится по-русски, "кот", причем при этом демонстрируется картинка кота. Для человека, на знающего английского, это бессмысленный набор слов. Человека, знающего английский, изображение кота также сбивает с толку.

А рекламщикам только этого и надо. Я-то телевизор смотрю раз в тысячелетие, эту рекламу не видела. Дочь тоже телек практически не смотрит, да она уже и большая, на любую рекламу плюётся.

И это правильно!

столько критики, не поняв смысла)) Шэр - share - делиться, лайк - like - лайкать, кот - cot - принятое сокращение от comment - комментировать, итого: делитесь - лайкайте - комментируйте

И сколько процентов населения понимает эти слова? Для всех остальных ( а их 99,999%) населения России это бессмысленный набор слов. И реклама рассчитана на большую аудиторию, а не сидящей в ФБ кучке людей. Реклама у Макдональдса бессовестная. И это далеко не единственный пример.

Реклама рассчитана в первую очередь на молодежь. Молодежь пользуется соцсетями, и довольно активно.
Share, like, cot - эти слова известны не "сидящей в фб кучке людей", а почти всей молодежи. Они используются, например, ВК, в ФБ, в Инстаграме, в Твиттере...вам сказать, сколько оригинальных пользователей из России используют эти платформы? около 50 миллионов. Я имею в виду именно тех, кто использует их максимально активно.
Так, например, Россия вошла в Топ-5 стран по количеству пользователей Инстаграм (точную цифру не говорят), в Твиттере из России по данным 2012 (sic!) года 8 млн пользователей; сейчас, конечно же, гораздо больше, но лень копать свежую статистику. И это только два сервиса, а их гораздо больше.
Что говорить о том, что эти слова давно проникли в слэнг не только молодежи? У меня в институте часто можно услышать от декана "расшарьте приказ на почту всем сотрудникам" (расшарить - "поделиться" - как раз от share). И ей не 20-25 лет, а 43 (это на случай, если вдруг вы будете говорить, что из поколения старше 25 никто не знает таких "тонкостей". конечно, "тонкости" тут столько же, сколько в свинцовом саркофаге на ЧАЭС, но суть не в этом).
Глагол "лайкнуть" вообще давно уже прочно влился в русский язык - не только в слэнг определенных частей.
Поменьше увлекайтесь теориями заговора. Полегчает.

реклама рассчитана на всех. аудитория тех, кто знает описанные вами бессмысленные словечки и активно ими пользуется, очень мала. ко мне на этот пост приходит куча народу из поисковиков с запросом "что такое шер ....". и судя по тому, что в этот пост также пришла куча толкователей этой зазывалки, "точно" знающих, что она обозначает, но при это дающих совершенно разные толкования, можно сказать, что завсегдатаи соцсетей тоже мало что понимают. Но им нравится знать иностранные словечки, даже если он при этом не могут связать их и увидеть в них смысл. Кстати, поиск смысла в бессмысленном также заставляет зрителя долго крутить в голове слоган, а это значит, что он его надолго запомнит. И в этом смысле тоже видна манипуляция. И да, я не теориями заговоров увлекаюсь, а читаю учебники по рекламе. То, что я описала - хрестоматийные приемы манипуляции людьми.

Edited at 2016-03-02 03:54 pm (UTC)

Заметьте, никто в этом рекламном ролике не говорит вам о том, что в Макдоналдсе самая вкусная еда.
-----

Заметьте адрес в конце рекламы. Этот ролик - приглашение на работу в Макдоналдс, а не реклама еды. Работодатель зазывает к себе картинками, которые недалеки от правды, это нормально.

Вы и правда заговорами не увлекайтесь, молодёжь употребляет гораздо более вредные вещества, чем булка с котлетой.

Ну конечно, только приглашение на работу, и ничего больше. А как же! Это зачем же тратить такие бешеные усилия на приглашение на работу? Такая текучка кадров? Неудивительно, если даже приглашение на работу исполняется вот ТАКИМ образом.

Я считаю себя довольно активным пользователем Интернета и соц. сетей в частности, но я не знал, что "cot" или "кот" - это комментировать.

чудным образом на примере разобраны приёмы манипуляции. интуитивно мы все приходим к отвращению при просмотре рекламы. однако, оставаясь НЕМЫМ, не возмогая выразить переживаемые при этом чувства, мы выглядим смешными при выражении своего неприятия происходящего. выразить личное отношение к неприемлемому НАДО. будучи осмеянным за немоту, пребываешь в растерянности. с одной стороны, несколько раздражает глум оппонента по поводу твоей способности "мыслевыражаться". с другой, происходящие безобразия ДОЛЖНЫ получить оценку. попытки прецессирования аргументов часто подобны старанию объяснить иностранцу по-русски нечто методом повышения громкости собственного голоса, сопровождаемого "выразительными" жестами.
это выглядит смешным. или агрессивным.
таким образом, позвольте выразить благодарность: ещё один узел немоты получил сегодня интеллектуально выраженную вербальную развязку.

Спасибо.Когда приемы манипуляции вербализуются - осознаются, то бишь, тогда они перестают работать.

Вы вне контекста.

Спросите у любого ребенка, он вам пояснит, что это не бессмысленный и не непонятный набор слов, а название самых обычных действий пользователя в социальных сетях:
шер - расшарить, поделиться новостью, информацией;
лайк - лайкнуть, поставить под публикацией "мне это нравится";
кот - запостить, опубликовать фотографию котика.
Вот так всё просто ;)

Re: Вы вне контекста.

Для меня вот Шер - певица, а расшаривание - это репост, ну от силы шара.
Именно из-за этого словца к ролику возникает жгучая ненависть (на улыбающиеся рожи, детишек и прочую приторную дребедень рекламщиков иммунитет давно выработался)

Re: Вы вне контекста.

Ненависть? Да вы же "хейтер"! ))

Тоже вполне себе тема для разбора и исследования. Интересно, что используя негативные эмоции отдельным интернет-персонажам удается достичь невероятной популярности.

Я впервые столкнулся с явлением (точнее дети показали) в этом youtube клипе - https://youtu.be/SZRKOcWuDA8
Обратите внимание, сколько негативных отзывов, и больше трех миллионов просмотров.

А этот интернет-персонаж позволяет оскорблять себя другим пользователям за деньги и зарабатывает сотни тысяч рублей в месяц - https://tjournal.ru/22506-shkuragaming

Re: Вы вне контекста.

А вот чуть выше совсем другой смысл этим словам придавал комменатор ))) И вам также отвечаю: И сколько процентов населения понимает эти слова? Для всех остальных ( а их 99,999%) населения России это бессмысленный набор слов. И реклама рассчитана на большую аудиторию, а не сидящую в ФБ кучку людей. Реклама у Макдональдса бессовестная. И это далеко не единственный пример.

Re: Вы вне контекста.

Журнал ваш, воля ваша. Но позволю себе предположить, вы как-то уж совсем по обывательски со статистикой обходитесь (99,999%). Ради любопытства, загляните сюда http://br-analytics.ru/blog/socialnye-seti-v-rossii-zima-2015-2016-cifry-trendy-prognozy/

По рекламе. По моему пониманию, ожидать от рекламы правдивости или этичности, как минимум, наивно, тем более телевизионной, где, как вы верно подметили, основная задача - ввести в транс и проманипулировать.

Re: Вы вне контекста.

Написала УПД. Пользователей фейсбука 21 млн. Из 145 млн.граждан России. Это около 7% от населения. Ну не 99,999%, а 93% жителей не в курсе жаргонных словечек пользователей ФБ. И это что-то меняет? А из тех, кто является пользователем, тоже не все в курсе. Для подавляющего большинства граждан это бессмысленный набор слов. И на них влияние они оказывают именно такое, какое я описала.

А какая оценка у Вас была по математике?

Наверно, 2.

1. 21 млн от 140 млн, это 15%, только на Facebook. Это раз, с другой стороны, ещё столько же не указывают, что живут в РФ.
2. В «В контакте» сленг одинаковый, так как системы и процедуры невероятно похожи. Посмотрите, сколько миллионов россиян зарегистрированы в ВК.
3. Целевая аудитория ролика — подростки, которых приглашают на работу (и да, в Мак Доннальдс'ах текучка огромная. Средний стаж 10 месяцев). А если кто не понимает, как Вы, символику ролика, то эта реклама не для него. То есть, она не направлена на бабулек, семинаристов или служащих ФСБ.

Re: Вы вне контекста.

https://www.youtube.com/watch?v=Gp1j95_s6T8

держите противоядие)

Re: Вы вне контекста.

Отличное!
Разверну вместо Вас.

Посмотрите покадрово 13 и 14 секунды. Думаю, это самая сильная часть рекламы. Как вы сказали, предварительно мозгу зрителя вбрасывают мелькающие картинки, новые странные слова. После слова "нападаю" (как принято при гипнозе - до 12 секунды рекламы - введение в транс, ослабление контроля мозга зрителя за входящей информацией, затем эмоциональный "удар"), мы видим 4 фотографий парней, жрущих типичную макдаковскую еду. Приглядитесь, они не просто обедают. В каждом из 4 кадров в рот акцентированно впихивается еда либо всасывается кола, сами парни пучат глаза. Когда первый раз смотрел рекламу - эту сцену пропустил (25 кадр :) ). После этой сцены идет постобработка зрителя - сцены с упором на основные человеческие потребности:
- удовольствие (полет на сноуборде),
- секс (для парней - девушка виляет бедрами, позже - девушки вокруг начальника с тортом. Для девушек - в конце крупным планом глаза парня),
- ресурсы (автомобиль "получаю")
- доминантность, превосходство (коментарии "Андрей - лучший директор", "крутой, отличное фото", "Степа красавчик" (от Машули, см. пункт "секс" :) ).
- социальность, стадность, иерархичность: потребность в дружбе, признании коллективом, одобрении общества (та же сцена с тортом для начальника, совместные селфи с машине, "а еще, я отвечаю за миллионы улыбок").
На рекламщиков МкДональдс работают очень сильными нейробиологи, понимающие, какими методами в мозг загружаются нужные установки.

Re: Нейробиология

Кстати, есть два варианта, как Вы верно заметили, самой сильной части рекламы. Когда сноубордист вылетает с подъёма, в одной версии бэк-вокалом "Мой полёт", в другой - "Мы рванём".

И ещё, часто смотрю НХЛ и там полно рекламы фастфуда. Для американцев никаких шерлайккотов - действие рекламы происходит в музее, где смотритель шепчет одинокому посетителю, что "в маке новые бургеры, только тихо" и тот уходит. В процентном соотношении Макдональдса очень мало, Папа Джонс, Тако Белл, куча других, Мак среди них почти незаметен.

И ни одна из фастфуд-реклам не сделана в подобном виде, всё стандартно.

Сегодня обратил внимание на рекламу этой рекламы в ленте во Вконтакте с необычным, на мой взгляд, «разъясняющим» текстом:

Практически каждый заходит в инстаграмм ))) Ну конечно, а как же )) Живут люди в своем маленьком мирке и думают, что ничего кроме этого мирка нет больше

  • 1
?

Log in

No account? Create an account