Previous Entry Share Next Entry
Живой объект и телевизионная картинка. Как меняется процесс зрительного восприятия?
tachkasmedom



Как происходит процесс зрительного восприятия? Раньше считалось, что воспринимаемый предмет отражается в сетчатке глаза как в зеркале. Но оказалось, что помимо этой пассивной «оптической» функций, у глаза есть и другая - активная. В процессе зрительного восприятие  человек осуществляет активную и волевую деятельность.

Глядя на предмет, человек как бы ощупывает его глазом. На рисунке вверху показана запись движения глаз при рассматривании человеком картинки. Человек управляет этим процессом, он фиксирует взгляд на интересующие его области изображения, далее взгляд перемещается на следующую область и т. д. Зафиксировав все важные точки и связав их между собой, человек получает целостную и осмысленную картину. И пусть процесс «ощупывания» изображения является практически неосознанным, человек, тем не менее, управляет своим зрением.

На картинке ниже видно, что взгляд фиксируется далеко не на всех точках изображения. Он выбирает наиболее важные. Мозг человека при этом активно работает, направляя взгляд именно туда, куда направлено его внимание.

Как выглядит процесс зрительного восприятия при просмотре телевизора? Телевизионное изображение рисуется световым лучом, который с огромной скоростью проходится по ячеистой матрице и засвечивает точки — ячейки матрицы. Всего на экране помещается более полумиллиона точек и луч обходит их со скоростью 25 раз в секунду. Луч активизирует нужные для изображения цвета ячеек, в результате мы видим картинку, составленную из множества световых точек.

Но мы не можем активно рассматривать эту картинку, поскольку пока мы зафиксируем взгляд на какой-то точке, световой луч уже уходит из нее. На сетчатке изображение остается дольше, поскольку наш глазной аппарат работает не с такой бешеной скоростью, но на экране его уже нет. Свойства изображения этой точки — цвет, яркость - уже изменились. Да, когда луч покидает какую-либо область экрана, остается эффект послесвечения, но и он держится не более 1\50 секунды. Так что целостной, с фиксированными свойствами картинки мы никогда при просмотре телевизора не получаем. В результате оказывается, что возможности активно и самостоятельно исследовать телевизионное изображение у нас нет. А потому глаз начинает воспринимать его пассивно.

По данным исследователей, активность работы  глаз во время просмотра телевизора сокращается на 90%. Пассивность в процессе зрительного восприятия переносится другие виды деятельности. Так, например, маленькие дети, по обыкновению очень двигательно активные и неусидчивые, у телевизора могут сидеть  неподвижно часами.  Слабоволие и слабосилие   -  гости, неизменно появляющиеся в доме вместе с телевизором.


  • 1
А есть взаимосвязь между тем, что дети больше смотрят телевизор и меньше читают? То есть, конечно, понятно, что она есть. Мне просто кажется, что детям труднее занять себя чтением становиться именно из-за того, что они получают огромное количество визуального изображения и их воображение перестает работать.

Я про это немного писала http://tachkasmedom.livejournal.com/39347.html Буду еще писать, наверное.

Спасибо! Буду ждать)

Да, мне тоже очень интересно. Спасибо.

Выкинуть телевизор

нет!!!
Иные варианты?

Ну, а зачем он Вам? )) Других не знаю

Включать его на час раз в месяц.

Но ведь при всем вреде ТФ/экрана и проч., есть и польза. Разве не так? Те же самые мультики или фильмы потенциально обладают воспитательным фактором, фактором расширения личного опыта.

Не понял, почему процесс изучения неподвижного изображения, содержащего значимые детали, сравнивают с движущейся картинкой.

В телевизоре люди наблюдают процесс, а не изучают ньюансы.

Есть исследования насчёт того, что происходит, когда человек наблюдает бурный процесс, в котором не должен принимать участия? По-моему замирание в такой ситуации нормально. А далекоидущий вывод насчёт пассивности несколько притянут.

Про исследования насчет бурных процессов не знаю, но понимаю, что даже при наблюдении за живым бурным процессом, у человека есть возможность выбрать точку фиксации, сравнивать течение процесса и т.д. Т.е. заниматься активным познанием. При просмотре телевизора Вам такой роскоши никто не позволит. Ваш взгляд ведут туда, куда нужно тем, кто делает кадр. Как быка на веревочке. И вот Вы привыкаете долго-долго, часами,изо дня в день, быть ведомым и пассивным.
.

Про исследования насчет бурных процессов не знаю, но понимаю, что даже при наблюдении за живым бурным процессом, у человека есть возможность выбрать точку фиксации, сравнивать течение процесса и т.д. Т.е. заниматься активным познанием. При просмотре телевизора Вам такой роскоши никто не позволит. Ваш взгляд ведут туда, куда нужно тем, кто делает кадр. Как быка на веревочке. И вот Вы привыкаете долго-долго, часами,изо дня в день, быть ведомым и пассивным.

да про последние выводы уже давно слышала. с компьютером/планшетом я так понимаю тоже самое.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account