Previous Entry Share Next Entry
Как компьютерные игры влияют на развитие речи
tachkasmedom


Несколько дней назад я увидела в поезде мальчика трех лет, в течение четырех часов игравшего в компьютерные игры на планшете. Мама предложила, было, ему почитать книжку, но ребенок отвернулся от нее и мама быстро ее убрала. Раскраски ждала та же судьба. Тогда мама предложила ребенку планшет с многочисленными компьютерными играми. С этого момента ребенок с планшетом не расставался.

Родители его кормили, пока он играл, одевали-раздевали, меняли памперсы (!). Если ребенок оказывался в неудобно положении, папа заботливо держал планшет у него перед носом, пока мама производила с ним разнообразные манипуляции.
Видно, что ребенок не умственно отсталый — он справлялся с весьма сложными играми. Периодически он окидывал осмысленным взглядом находящихся в вагоне. Это был взгляд вполне неглупого ребенка. Только вот речь у него крайне плохо развита. Он мычал, произносил множество разнообразных звуков, но в слова они не складывались. Тем не менее, очевидно, что речевой аппарат у него способен функционировать. Он также понимал, что говорят ему родители, так что с обращенной речью у него тоже все было в порядке. Да, возможно нарушения развития речи у него имеют и органический характер. То есть присутствуют, например, некоторые тонкие нарушения функционирования зон мозга, ответственных за речь. Такие нарушения, кстати, не являются приговором. Если родители предпринимают соответствующие усилия, то при условии сохранного интеллекта проблема может в большой степени разрешиться.
Но я хочу рассказать другом важном факторе, имеющем огромное влияние на развитие речи детей.
Дело в том, что речь рождается только в процессе активного взаимодействия с внешним миром, с людьми. Первая функция речи - коммуникативная, социализирующая. Сначала ребенок слышит комментарии родителей по поводу его действий и ощущений, он связывает слова родителей со своими действиями. Далее ребенок сам хочет как-то воздействовать на родителей, сообщить им о своих желаниях и ощущениях. Чем более активным образом ребенок взаимодействует с миром, тем больше у него развивается речь.
Активность при этом тоже должна быть специфической — она должна быть в большой степени коммуникативной. Коммуникативная деятельность ребенка очень сильно зависит от родителей. От того, какое они придают ей значение, от того, разговаривают ли они с ребенком, оставляют ли они ему пространство для коммуникативной активности. Если ребенку уже два, а тем более три года, а родители все еще продолжают относиться к нему как к младенцу, стараются угадывать и предупреждать все его желания, не ожидая от него никаких усилий, то мотивация к говорению у него снижается. Зачем ему вообще говорить, если и так хорошо? Уровень взаимодействия с окружающими людьми остается примитивным, само взаимодействие — пассивным.

Еще более снижают мотивацию безмолвные компьютерные игрушки. Если телевизор хоть как-то стимулирует речь (картинки в телевизоре постоянно сопровождаются эмоционально нагруженной речью), то в планшетных играх есть только яркие, сопровождаемые музыкой, меняющиеся картинки, которые очень увлекают детей, раскачивают довербальный уровень активности и фиксируют ребенка на нем. Этот довербальный мир образов становится очень ценным, ребенок начинает предпочитать его всем остальным способам функционирования. Для перехода на более высокий и сложный уровень психического функционирования нужен серьезный комплекс усилий. Родители наблюдаемого мною ребенка, как мы видим, условий для проявления этих усилий не предоставили.
На сниженную мотивацию накладывается очень скудное речевое взаимодействие с ребенком. Родители улыбались ребенку, обнимали-целовали, кормили, одевали его, но очень мало говорили с ним. Мама периодически спрашивала чадо: « Малыш, хочешь апельсинчик? Хочешь..?» Мальчик никак не реагировал. Ни жестами, ни взглядом. Мама, не дожидаясь ответа и вообще хоть какой-либо реакции, совала в рот «малышу» дольки апельсина. Ни разу за все время поездки я не видела и намека на диалог. В общем, практически все общение с ребенком сводилось к обеспечению физического комфорта. В этом случае речь у ребенка будет развиваться плохо, даже если мозг у него в полном порядке. Чем больше ребенок  времени проводит, уткнувшись в экран, тем меньше он учится коммуницировать, накапливать опыт общения, сканирования и обмена эмоциональными состояниями.

Первый, второй и третий год жизни ребенка — это так называемый сензитивный для развития речи период. Иными словами, это период, когда речь активно развивается, развиваются соответствующие зоны мозга. К 5-6 годам сензитивный период заканчивается, ответственные за речь зоны мозга перестают быть пластичными и если ребенок к этому времени говорит очень плохо или почти не говорит, то научить его и исправить положение полностью уже не получится.
В перерывах между этими манипуляциями родители и сами включали свои планшеты и подолгу сидели, уткнувшись в них. А что, это удобно - ребенок не плачет, не отвлекает, не мешает и самим трудиться не надо. Можно погрузиться в мир ярких, но пустых и примитивных грез.
Когда я в первый раз увидела вот такую семью отвернувшихся друг от друга безмолвных людей, тогда поняла, что планшет — изобретение пострашней телевизора.


  • 1
Родителей такой ребенок устраивает. Они такие...

Родители, похоже, не видят ничего плохого в происходящем. Им кажется, что ребенок развивается

В очередной раз скажу, что сам по себе планшет или компьютер это всего лишь инструмент, который можно использовать как во благо, так и во вред. К сожалению, вы тут правы, наш мир заточен на поиск простых решений типа, ребенок беспокоит родителей - сунули телевизор/планшет/компьютер, это проблема прежде всего в родителях и в обществе, которой их воспитало.

В большой степени да, проблема в родителях. Но планшет стимулирует определенный способ фукнционирования мозга и тем самым тормозит другие способы. Не зря ученые Кремниевой долины и вообще представители элиты своих детей к компьютерам и гаджетам не подпускают.

Ужасное изобретение!

А самое страшное, когда в интернетах, в малышах тех же, начинается обсуждение вреда планшета, на того, кто пытается аргументировать, нападает ТОЛПА продвинутых матерей и с позором изгоняет из треда под крики "я даю ему только развивающие игры!", "ретроградка!", "выкиньте свою посудомойку, мультиварку и ноутбук - это тоже достижения прогресса!"

Грустно

Развивающие компьютерные игры детей НЕ развивают. Это они сильно заблуждаются.

Полностью согласна, а как лингвист подтверждаю насколько важна развитая речь. Ещё беда в том, что народ сейчас надеется на встроенную проверку орфографии, а там иногда такие перлы встречаются... Рядом с программистами надо сажать филологов, тогда какой-то толк будет. А то если комп исправляет правильное на неправильное, а ему на слово верят, так что дальше будет? Примером служит 6-я версия Ворда, предлагавшая заменить "приду" на "прийду", более поздние версии также требуют запятых там, где им не место. А 2003-я версия подчёркивает слова "голубой" и "розовый" в любой форме. "Нет в словаре". А откуда ветер дует, понятно?
У моей дочери планшета нет. На 12-м году жизни она стала подумывать о нём, я предложила ей планшет в подарок на 12-летие, предварительно (вообще насчёт гаджетов - к папе, такое семейное правило). Но ближе к 12 годам она сказала, что не хочет планшет: "Планшет без Интернета не имеет смысла, а Интернет бабок стоит".

Соглашусь с комментатором red_odysseus, планшет сам по себе не настолько вреден, проблема в родителях. Мои дети освоили алфавит и научились читать с помощью компьютера - не вижу в этом ничего плохого. Читает, понятно, старший. Младшему пока три года, он еще не весь алфавит выучил - до буквы "П" только добрался. Зато старший - лидер класса. В конце второй четверти проверяли чтение - 102 слова в минуту. Он - первоклассник. С разговорной речью проблема одна - иногда хочется чем-нибудь заткнуть эти два фонтана красноречия.
Из своего опыта могу сказать, что очень мощным стимулом к развитию речи является детский сад. Мои до садика выдавали в эфир по паре новых слов в месяц и замолкали. Им интереснее было играть с мамой в "крокодила", заставляя меня расшифровывать их ужимки, прыжки и птичье щебетание. Вариант "скажи словами, я не понимаю" не прокатывал от слова совсем. В садике, где таких полтора десятка, и у воспитателя просто нет времени торчать над каждым по полчаса, переводя с детского на русский, они буквально в течение недели осознавали преимущества вербального способа общения и начинали говорить, причем, сразу предложениями, довольно быстро перейдя от простых к расширенным, а потом и к сложносочиненным, к сложноподчиненным.

Если продолжить Вашу логику, то марихуана - она тоже вещь полезная. И героин. Все зависит от того, как их используют. Некоторые вон потом прекрасные произведения пишут, после потребления. Давайте сделаем вывод, что героин - невредная и даже полезная вещь? Дело в том, как свойства данного предмета начинают влиять на способ его использования. Если перед телевизором люди хоть как-то собирались вместе, и даже пытались общаться и вместе обсуждать то, что смотрят, то планшет способствует обособлению, и индивидуализации, а затем и снижению речи, если это ребенок соответствующего возраста. И да, он больше всего используется для игрушек и сидения в соцсетях, именно благодаря своим свойствам. И пост, кстати, называется "влияние компьютерных игр..."
Нельзя только по собственному опыту воспитания своих детей делать выводы обо всем и обо всех. Ваш опыт, к тому же, никак не тождественен тому, что описывала я. Вы, разве, давали своему ребенку по целым дням сидеть за планшетом? Могу вам с уверенностью сказать, что сидение за книгой будет иметь совсем другой эффект. Даже сидение перед телевизором будет иметь не равный эффект, чем сидение с планшетом. Именно свойства этого предмета позволяют разрушительным образом влиять на человека.

По поводу успеваемости детей и того, что они первые в классе - это очень неплохо, Вас можно поздравить. Но Вы ведь не можете сравнить их с детьми, выросшими в совествкое время. Вот статья Грановской http://r-v-s.su/statia/lyudi-s-klipovym-myshleniem-elitoy-ne-stanut очень интересна в этом смысле. О том, что у нынешних детей изменился способ мышления. И я, кстати, не знаю даже, это плохо или так и надо. Мир изменился, может, именно сейчас такое мышление и нужно.

"В садике, где таких полтора десятка, и у воспитателя просто нет времени торчать над каждым по полчаса, переводя с детского на русский, они буквально в течение недели осознавали преимущества вербального способа общения и начинали говорить, причем, сразу предложениями, довольно быстро перейдя от простых к расширенным, а потом и к сложносочиненным, к сложноподчиненным." А это вот как раз к идее того, как важна мотивация для развития речи. Кстати, то, что дети стали говорить именно в саду, а не дома, тоже говорит о том, что компьютер ни разу не способствовал развитию речи. Скорее тормозил. Ибо если ребенок научился складывать буквы в слоги - то, конечно, можно сделать вывод, что он научился читать, но я предположу, что именно ЧИТАТЬ он научился вовсе не у компьютера, а у взрослых, которые были рядом )))

Спасибо за статью. Сейчас очень нужны такие материалы, которые помогут понять каким образом воспитывать детей. Необязательно даже говорить "как не надо", можно и объяснять "как надо". Надеюсь, что будут еще продолжения)

Пора уже лицензии выдавать на рождение детей, после прохождения курса педагогики и детской психологии,а то все умные, думают что всё знают и умеют.

Да нет, надо просто о детях заботиться чуть больше, чем о себе. И включать голову.

понятно зачем детям надо читать сказки: это и к традициям приобщает, и речь у детей развивает, и развлекает, заодно.

Ехал в общественном транспорте- половина пассажиров "гоняла шарики" по экрану, часть листала желтую бесплатно раздаваемую мукулатуру. Но надежду, что все не так плохо мне оставляют люди с электронными книгами.
Эх, вот бы статистику собрать, что сейчас народ читает..

  • 1
?

Log in

No account? Create an account