Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
tachkasmedom
В статье ниже  упоминается так называемый потребитель-аутист. Довольно точное наблюдение. Сейчас количество аутичных детей возросло очень сильно. Эта динамика  в сторону массового аутизма, если задуматься, неизбежна. Процесс индивидуализации и атомизации общества, культ потребительства и "свободы от" приводит  к появлению человека, отказавшегося от любых связей с миром.

Сама статья Переслегина (совсем не про аутизм).

НА ПОРОГЕ НОВЫХ «ТЕМНЫХ ВЕКОВ»: ПЯТЬ РЕШАЮЩИХ ЛЕТ

Мир переживает один из самых драматических моментов в своей истории. Он стоит на пороге падения в новые темные века, в пропасть нового варварства.

Мы называем этот исторический период постиндустриальным фазовым кризисом. Такой кризис носит глобальный характер, он охватывает всю планету, все социальные, экономические, политические, культурные, когнитивные процессы, все стороны жизни людей.

Человечество сталкивалось с фазовым кризисом дважды: при переходе от мезолита к неолиту, когда, по некоторым данным, население планеты уменьшилось на треть, и при преобразовании традиционной сельскохозяйственной цивилизации в промышленный капитализм. Последний переход хорошо документирован и описан. Он занял более тысячи лет, считая от начала упадка античного способа производства (кризис третьего века) до всеевропейской эпидемии чумы середины XIV столетия. Считается, что только эта эпидемия унесла около трети населения Европы.

Наиболее тяжелым этапом индустриального перехода была, однако, не чума, а фазовая катастрофа, практически полностью разрушившая античную городскую цивилизацию с ее водопроводами (акведуками), театрами и школами и положившая начало Темным векам. Тьма полностью не развеялась никогда, а первые признаки рассвета появились только через четыреста лет.



Сегодня схема фазового кризиса представляется нам следующим образом:

·       Барьерное торможение – начинают «сбоить» апробированные Цивилизацией экономические и когнитивные механизмы, что приводит к торможению развития;

·       Этап нестабильности – перестают нормально функционировать политические механизмы, нарастает внешняя военная и внутренняя социальная нестабильность, прежде всего, в наиболее экономически развитых регионах. Все это происходит на фоне участившихся техногенных и природных катастроф. Негативные тенденции в экономике продолжают нарастать. По мере развития кризисной ситуации прекращается функционирование образовательных институтов.

·       Ломается критическая инфраструктура. В случае Римской Империи это был выход из строя системы акведуков, которые прослужили свыше ста лет после того, как не стало последних специалистов, способных поддерживать их в работоспособном состоянии.

·       Темные века. Падение уровня и качества жизни приблизительно на порядок. Локализация экономики в отдельные натуральные хозяйства. Крах городской цивилизации.

·       Постепенное возрождение городской культуры.

·       Фазовый переход. Новый период нестабильности, вызванный развитием технологических и экономических трендов, несовместимых с текущей фазой развития.

Этот механизм может рассматриваться, как универсальный. Он одинаково хорошо описывает социальные, биологические, личностные фазовые кризисы.

                     

Есть только два вопроса:

- Приведет ли кризис к созданию новой фазы развития или повторению прежней;

- Можно ли «пропустить» фазовую катастрофу, «сшив» два периода нестабильности – кризис и переход?

На второй вопрос биологи, анализируя эволюционные кризисы, однозначно отвечают «нет». Психологи, работающие с когнитивным кризисом личности, научились отвечать «да». Историки и социологи, изучающие процессы фазовых переходов, говорят «может быть», но считают позитивное развитие событий весьма маловероятным.

                             

Суть любого кризиса не в том, что непонятно, что именно нужно делать, а в том, что ни управляемые массы, ни управляющие элиты не могут этого делать.

                               

В начале XXI столетия Человечество миновало «первую критическую точку» всеобщей фазовой катастрофы. Это проявилось, во-первых, как кризис «знаниевой экономики» («крах дот-комов»), во-вторых, как падение «башен-близнецов» 11 сентября 2001 года.

Таким образом, этап «барьерного торможения» сменился этапом «барьерной неустойчивости», и нарастание негативных тенденций уже не может быть остановлено позиционными методами.

Мы можем предполагать следующие основные версии постиндустриальной фазовой катастрофы:

Всеобщая война с более или менее ограниченным применением ядерного оружия. Вероятность такой войны, пренебрежимо малая десять лет назад, сейчас оценивается, как значимая, даже консервативными социологами. Война может сразу начаться, как глобальная, может стать развитием одного или нескольких локальных конфликтов, может, что наиболее вероятно, развиться из внутреннего конфликта в ЕС или США;

Катастрофическая экономическая рецессия с разрушением механизмов функционирования кредитной капиталистической экономики, коллапсом финансовой системы, революционными выступлениями и гражданскими войнами;

Сугубо техногенный кризис с разрушением критической фазовой инфраструктуры, которой является мировой транспорт.

Катализатором любой из этих версий может служить террор. В данном случае несущественно, говорим ли мы о терроре в классическом понимании этого слова (смертники-шахиды и т.д.) или о современном государственном терроризме, примерами которого являются интервенция США и европейских государств в Ираке и Ливии или убийство иранских и русских атомщиков.

Понятно, что итоговый сценарий катастрофы, скорее всего, будет включать все перечисленные версии – в том или ином сочетании.

Это – логический финал эксперимента по построению неограниченного (неолиберально-монетарного, «постиндустриального») капитализма, начатого в 1979-1981 гг.

Понятно, что даже если современный миропорядок и плох, «чего мы, кстати, не говорили» J ((с) А.Азимов), наступивший вслед за фазовой катастрофой хаос Темных веков «будет значительно хуже».

У нас есть от силы пять лет, чтобы победить злой рок – и превратить нынешний кризис капитализма в восхождение на более высокую фазу развития, а не в беспорядочное падение в инферно.

                                 

Мы понимаем, что для спасительной реиндустриализации и выживания демократии нужно молодое, энергичное общество. Полное пассионарности, идей, воли к воплощению амбициозных проектов. При этом молодежь в таком социуме должна быть отлично образована и конкурентоспособна. 

Но мы прекрасно видим, что неолиберальный эксперимент породил безнадежно стареющее, впадающее в маразм и теряющее образованность общество.

Фазовый кризис – это всегда кризис антропологический и этнический, кризис населения, кризис Человека, как носителя цивилизации и культуры.

С другой стороны, это – кризис четырех базовых социосистемных процессов – управления, производства, образования и познания.

Не существует отдельно проблем низкой рождаемости и старения, пенсионной и образовательной систем, семьи, массового оглупления и аутизма. Есть единый процесс – катастрофы человека. Именно человек оказался тем самым слабым звеном, которое оказалось разрушенным либеральным экспериментом скорее, чем инфраструктура. Не нужно тешить себя ненужными иллюзиями: уничтожается сам носитель Западной цивилизации. А после присоединения русских к тому же эксперименту – и носитель Русской цивилизации. Мы вправе вести речь о настоящем кризисе расчеловечивания.

                                   

Многие века Запад мог развиваться, крепнуть и доминировать, благодаря, если выражаться словами Джека Лондона,  «неукротимому белому человеку». Человеку христианской культуры. Уверенному в своих силах, правоте и лидерстве. Человеку, который жил полнокровной жизнью: учился, стремился к совершенству, любил и рожал детей, хранил семейный очаг и был повелителем техники. Этим типом человека была создана и превратилась в великую производительную силу наука, совершены великие географические открытия, начато завоевание космоса. Такой человек жадно читал книги, накапливал знания и умения, создал цельную «экосистему»: «промышленность – наука – образование – культура».

Весь окружающий нас мир с его сложнейшей техносферой создан людьми предыдущих двух столетий: с рациональным, научным мышлением. Со способностью читать книги и воображать самостоятельно, учиться – и применять полученные знания в жизни. Словом, то был «человек умелый», с развитыми когнитивными способностями.

Теперь все это - в прошлом. Теперь цельная «экосистема» разрушена. И сегодня Западная цивилизация (в ее американской и европейской ветвях) менее всего готова принять вызов. Любой вызов.

Деградация человеческого капитала – это серьезнейший кризис сам по себе, который сам нарастает как таковой, угрожая самому существованию Запада. А теперь кризис западного человечества складывается с нарастающим кризисом капиталистической системы, с проблемой деиндустриализации и долгового бремени.

Кризисы, подобно рекам, сливаясь воедино,  синергетично усиливают друг друга. И одно лишь это обстоятельство означает предел капиталистического эксперимента.

Симптоматично, что на пороге нового 2012 года известный британский политический философ Джон Грей призвал уничтожить идею прогресса и развития вообще. «Фактически — речь идёт не только об отказе от мечтаний о “всеобщей беспроблемности”. Автор “Би-Би-Си” предполагает отказаться и от веры в то, что мы когда-нибудь сумеем перейти от чисто шкурных проблем к проблемам новым, более высокого уровня, более интересным». ((с)http://nologo.su/2011/12/27)

Что ж, все это мы уже проходили: «Я говорил ему тысячу раз: "Вы программируете стандартного суперэгоцентриста. Он загребет все материальные ценности, до которых сможет дотянуться, а потом свернет пространство, закуклится и остановит время». ((с) А. и Б.Стругацкие)

                                      

Исчезает сам потребный для жизни капитализма и для борьбы с кризисом тип человека: обладающего волей, развитым рациональным мышлением научного типа, компетентностью в науке и технике, трудовой этикой (этикой накопления на длинные проекты), способностью к мобилизации и самопожертвованию.

На смену ему приходит новый варвар: тип сексуально озабоченного (или, что, пожалуй, еще хуже асексуального, «унисексного») потребителя-аутиста, с клиповым и хаотическим мышлением, плохо образованного гедониста, абсолютно неконкурентоспособного в любых условиях.  Это существо функционально неграмотно. Его когнитивные способности и способности к нормальным человеческим взаимоотношениям атрофированы из-за «культуры быстрого коннекта». Его знания – причудливая смесь остатков науки и совершенно диких суеверий.  Он не верит ни в какие идеалы, он циничен и склонен только к простым решениям.

Новые варвары («вторичные варвары» по Константину Леонтьеву) не смогут даже поддержать в имеющемся виде имеющуюся техносферу, а не то, что создать новую. Более того, попадание в руки таких неоварваров имеющихся технологий и технических возможностей будет подобно атомной бомбе в лапах обезьяны. Ибо новые варвары не могут осознать последствий своих действий. 

                                 

Сегодня мы – свидетели разрушения целостной системы «промышленность – наука – образование – культура».

Деиндустриализация означает усыхание науки и умственную деградацию. Мы видим отчетливое падение качества массового образования, видим превращение качественного образования в привилегию для узкой «правящей касты» (впрочем, какое там «качественное» - детей элиты тоже не учат ничему, потому что уже не умеют, но – за большие деньги), отмечаем замедление и искривление научно-технического развития.

Налицо пугающая архаизация политики. Даже сама культура – и прежде всего, ее массовая часть – превращается в нечто темное, иррациональное, суеверно-магическое. Звездолеты и космонавты уступают место ведьмам и драконам. Наука – черной магии. Вопрос появления массовых убеждений в том, что Земля – плоская, а Солнце вращается вокруг Земли – вопрос лишь времени.

Все это – признаки возможного сваливания человечества во мрак новых Темных веков. В новое варварство. Подчас даже не в неофеодализм, а в новое издание кастово-рабовладельческого строя.  Причем кризис государственных долгов, новая шоковая терапия, тяготы новой индустриализации, видимое банкротство правящих «элит» по всему миру и неизбежный крах государства всеобщего собеса выступят ускорителями катастрофы.

                                 

Нам остается немного – каких-то пять лет от силы – чтобы предотвратить ее.

Мы уверены, что необходима грандиозная общественно-государственная (иначе не справимся) программа строительства нового общества. Социума Когнитивной эпохи (Переслегин) или Нейромира (Калашников). Строя более высокой ступени развития, чем терпящий бедствие капитализм.

Пространство погибшего СССР, и, прежде всего – Российская Федерация – должно стать ареной этого Мегапроекта. Ибо мы первыми столкнулись со Злом, сполна познали его на себе – и должны быть первопроходцами в преодолении Инферно. Пионерами строительства нового мира.

Наше будущее – это общество для Людей, устроенное по типу нейронной сети головного мозга, с технологиями Шестого и Седьмого укладов. Социум добра, созидания, творчества, возобновленной экспансии человека во Вселенную самого себя, в космос и в глубины океана. Это – наш Мир Полудня. Его сотворение поможет нам воссоединить многое из того, что рассыпалось в 1991-м.

Пока еще не поздно приняться за созидание Нового мира. 

http://znatech.ru/manifest/



  • 1
> "Сама статья Переслегина."

это называется: "В огороде бузина, а в Киеве дядька"
Или как обед из трёх блюд в одной тарелке - всё вроде съедобное, а жрать не хочется.

> "Сейчас количество аутичных детей возросло очень сильно."

Меня интерес к этим словам заставили прочитать всё до конца.
Вообще ни хрена не понял; каким боком статья относится к аутизму детей.

"Меня интерес к этим словам заставили прочитать всё до конца.
Вообще ни хрена не понял; каким боком статья относится к аутизму детей"
вы, в общем-то, правы. но статья все равно хорошая? мне она очень понравилась. тем в ней затронуто было много, в том числе и об аутисте-потребителе. я немного эту тему развила.

Edited at 2012-01-17 09:55 am (UTC)

> "мне она очень понравилась. тем в ней затронуто было много,"
И я заметил что многое ЗАТРОНУТО...
И мне она понравилась именно ЭТИМ. КАК ОБРАЗЕЦ МЫШЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТСООБЩЕСТВА.

Последние три абзаца - это вообще вышка "аналитики".
(с претензией на новое окультное учение. Новое, потому что уже сотни раз подобное слышал ранее, от всяких "гуру" и "просветлённых" с "посланцами космического разума".)
Пожелания и намерения конечно хорошие, но утопические.
Почему я и неподдерживаю. Ибо историей всего человечества, доказана их невозможность.

А мне статья, скажем так, не понравилась – по следующим, например, причинам.
Основная - "чердачность" выводов (ну, для меня, во всяком случае). Т.е. я не вижу под ними подводящих этажей и кирпичиков и, соответственно, не могу оценить обоснованность всей конструкции. Что, например, есть "античный способ производства"? Почему под словом "человечество" понимается вшивый клочок земли в западной части Европы? Это ничего, что "второй фазовый кризис" занял львиную часть письменно-исторического периода? Что там за "Тьма" невыразимая такая, коей так и не суждено развеяться доселе – если без "поэтического" мышления? Что за "апробированные Цивилизацией (судя по написанию, понятие не имеет множественного числа) когнитивные механизмы", в чем конкретно видится "торможение развитию"? Почему деиндустриализация означает умственную деградацию?...
Ну и т.д. чуть ли не по каждому предложению. Не помню, кто сказал, что, мол, "обыватель мыслит катастрофами" – так вот, сдается мне, статья именно для такого реципиента. Не в обиду. Да и профессиональная (генетическая?) деформация автора тоже, по-моему, наложила тут своих немалых отпечатков. Либо я последний землянин, кто ни в зуб ногой в таких коммон-плейсах, как "технологии Шестого и Седьмого укладов", адское "Инферно" и сказочный "Мир Полудня".
Это всё мне напомнило такой феномен, как бред юродивых. Т.е. какими-то своими (над)сенсорными системами юродивый, возможно, и улавливает надвигающийся шухер, однако вербально ощущения своей пятой точки выражает слюнями и глоссолалиями. При этом обчество либо равнодушно гуляет мимо, и тогда юродивый так и остается дебильным идиотом, либо, в случае некоего своего внутреннего беспокойства, обчество останавливается и прислушивается – в коем случае юродивый объявляется святым пророком и т.п. Т.е. значимость не в выдаваемом за мысли наборе слов, а в реакции на них со стороны обчества. Иными словами, можно было бы не писать столько букв, а просто выйти на Сенную и крикнуть в народ: "Братие! жопой чуйствую, близок пёс пятипалый!"…
Сказанное, однако, не означает, что я не разделяю обурившую автора нервическую нервозность по поводу и без. Проблема только в том, что лично моему пониманию процессов и явлений приведенный текст мало чем поспособствовал. А, миль пардон, очком жимкать я прекрасно умею и без сторонней помощи. Если же для Вас статья тов. Переслегина вскрыла глубинные механизмы и взаимосвязи и Вы готовы преподасть мне урок в том, что я просто-напросто вылезший на свет неандертал – то тут я, как говорят немцы, есмь одно сплошное ухо…

Что же касается расширенно трактуемого аутизма – то тут готов согласиться и метафоризировать дальше. Вот, например, самое большое скопление казуальных аутистов в своей жизни я видел в московском метро. (Слова "московское" и "метро" здесь не определяющие, чисто антуража для). Бывало, еду по эскалатору, пялюсь на встречный человекопоток и дико удивляюсь тому, что на меня почти никто не смотрит (либо смотрит, но как-то через меня). Не то чтобы я был дюже какой интересный мужчина, но все ж, по-моему, чуть более занимателен, чем реклама прокладок. При этом сосредоточенность лиц у всех такая лютая – чисто теорему Ферма решают. Щас быстренько дорешают и allez по офисам балду гонять. Опять же был у меня московский знакомый, который даже в булошную за 300 метров ездил на машине – впрочем, тут Леха Андреев со своей филиппикой в адрес железных катафалков меня таки опередил.
К чему всё это я – и сам не понял, видимо, Переслегиным навеяло.

вы слишком серьезные требования предъявляете к статье. невозможно развернуть все аргументы по-настоящему широко в рамках одной статьи. Переслегин -военный историк, у него есть и книги. и темы, описанные в статье, он разрабатывает довольно давно. меня, правда, улыбнула его отсылка к тонким пропагандистам фашизма Стругацким. странно, что Переслегин, человек довольно умный, не увидел в эпосах двух братцев столь явной антигуманной направленности.

Таки, превозмогая себя, поинтересовался личностью автора… А я-то всё думаю, чего это мне от статьи писаниями гг. П.Щедровицкого, Е.Островского и Рона Хаббарда прочих повеяло… Слушайте, Вы действительно понимаете сей наукообразный суржик?

"В отличие от проектного мышления, лежащего в плоскости классических представлений о Реальности (коммутирующие алгебры, формальная траектория развития, динамическая задача в формулировке Коши), сценарное мышление имеет квантовую природу (некоммутирующие алгебры, пространство траекторий и интеграл по траекториям, динамическая задача в формулировке Шредингера, соотношение неопределенности)"…
Ояеб… Какая жалость, что я не матерюсь при дамах…

> "Переслегин -военный историк,"

Мне хватило одного отрывка его труда в ЖЖ, чтоб отказаться читать его вообще (о войне).
У меня мама провоевала с октября 41 по ноябрь 45 во фронтовой авиации. так вот она по сей день не смотрела фильмов и не читала книг о войне. Терпеть не может их за "художественность".

> "и темы, описанные в статье, он разрабатывает довольно давно."

Ну каждый зарабатывает себе на хлеба кусок, чем умеет.
Но таким образом как в этой теме - просто непорядочно.
(брать безспорные факты и облекать во псевдонаучную оболочку) Хотя и очень выигрышно. Чем и живут большинство нынешних "гуманитариев".

я не историк, и не могу оценить ценность и достоверность его исторических выкладок. а вы можете привести пример какой-нибудь такого вот непорядочного, как вы говорите, использования фактов?

Edited at 2012-01-19 07:54 pm (UTC)

неа, сей не понимаю :)

Размах мысли большой, и текст интересный, но построен он на явном противопосталвении "высокотехнологичного модерна" и "отсталой средневековой традиции". На деле это противопоставление является верным лишь на первый взгляд. Есть не только фундаментализм и модернизм. Есть неоконсервативный путь, который может сочетать вековые духовные ценности и современную науку, естественные для психики архетипы и достижения искусственного мира. Да, иногда сложно сочетать научный тип мышления с религиозным, но если отдать каждому своё, то картина сложится. Не вижу ничего неверотяного в полёте на Марс космического корабля с названием "Георгий Победоносец" и знаю примеры искренней веры физика в Бога. В свою очередь, стабильная структура средневекового общества также не столь плоха по сравнению с нестабильным, но энергичным обществом модерна, поэтому нужен микст и объединяющая Идея, а не искусственынй бинарный выбор.

"В свою очередь, стабильная структура средневекового общества также не столь плоха по сравнению с нестабильным, но энергичным обществом модерна, поэтому нужен микст и объединяющая Идея, а не искусственынй бинарный выбор". согласна. что-нибудь под названием "сверх-модерн". если средневековье назвать пре-модерном, а нынешнюю эпоху "пост-модерном".

Edited at 2012-02-22 07:29 pm (UTC)

Логичней всё же пожалуй назвать модерн контр-традицией:) Потому что Античный мир это тоже по сути традиционное общество, в нём прогресс и близко не достигал темпов Нового времени, несмотря на высокий культурный уровень (и то далеко не у всех). Модерн так или иначе начинается (пока лишь в Зап. Европе) не раньше 16 века, и это куда более небольшой отрезок истории человечества, хотя и наиболее насыщеный.

Название "Неотрадиция" на мой взгляд органичней по одной простой причине: общество базируется на ценностных иедалах, а идеалы модерна оказались не столь крепкими, поэтому духовной основой стать уже не смогут. Зато технологическая база, заложенная модерном, имеет фундаментальне значение. Поэтому технологии в обществе будут не самоцелью, а средством защиты ценностей.
Если будет наоборот, то получится новое обожествление разума, просто с сохранением относительно стабильной структуры общества. Но именно от рационализма модерна многие устали (на мой взгляд, это просто-напросто глобальный психологический факт, как бы мы к нему не относились), и потому людей тянет к "ведьмам и колдунам". Эту тенденцию уже не изменить, но её можно гармонизировать.
То есть сделать так: духовная основа - традиционная, материальная - высокотехнологическая. И все довольны;)


  • 1
?

Log in

No account? Create an account