Previous Entry Share Next Entry
Мультфильм «Головоломка». Воинствующий антиинтеллектуализм
tachkasmedom


Категория 6 +. Приведу описание фильма: Это очень необычный мультик , так как одними из главных героев мультфильма будут эмоции, да именно они, которые и контролируют наши поступки и слова. Это Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость - все они живут у нас внутри и руководят нами как большой машиной. У Райли период взросления, ей и так не просто да к тому же новая школа , новые одноклассники. Теперь девочка полностью под властью эмоций они живут в центре контроля Райли, где эмоции каждый день управляют ей.

Сюжет мультика таков - это история одной одиннадцатилетней девочки Райли Андерсон и её семьи. Её папа получает новую работу в Сан-Франциско и вся семья вынуждена переехать со Среднего Запада в новый город. (отсюда)


Фильм смотреть интересно. Сюжет увлекательный, захватывающий. Компания Дисней в очередной раз подтвердила что, продукты, ею выпускаемые, по-прежнему имеют высокий знак качества.

Но когда я говорю про качество, то имею в виду именно исполнение, форму. А вот содержание последних диснеевских фильмов частенько вызывает большие сомнения. И «Головоломка», к сожалению, не исключение.

С одной стороны, мультфильм, в принципе, вызывает положительные эмоции у детей и взрослых. Но с другой стороны оказывается, что он сообщает детям совершенно ложные представления о человеке.

Авторы рассказывают, что человеком правят пять эмоций: радость, страх, гнев, грусть и брезгливость. Почему-то отдельно добавляется, что про брезгливость по отношению к человеку. Вопрос в сторону: зачем рассказывать шестилетним детям о брезгливости к человеку?

Вообще список человеческих эмоций довольно широк, но создатели фильма сводят их к пяти самым ранним, самым примитивным эмоциям и именно их предлагают в главные и единственные управляющие человеческой жизнью.

За пультом управления мозгом находятся только они – эти пять эмоций. Ровно такие же эмоции есть и у животных. Да, дальше показывается, что с процессом взросления пульт управления  становится сложнее, и воспоминания становятся разноцветными, а не одноцветными. Нам как бы показывают, что эмоциональный мир у девочки становится разнообразным. Но управляют ее мозгом все те же пять эмоций. Такие же пять "управленцев"  есть у кошечек и собачек, как сообщают нам в фильме. И родителями Райли управляют все те же пять примитивных эмоций .

Вот такой портрет человека – ни разум, ни смыслы, ни идеи не участвуют в управлении человеком. Одни только животные эмоции.

Объективности ради надо сказать, что по ходу фильма нам показывают и другие составляющие психики человека: Радость и Печаль, путешествующие по внутреннему миру девочки, попадают в область воображения, в сны, в память… примечательно, что память тоже почему-то представлена в виде капсул с эмоциями.

Но только вот все, что не связано с эмоциями, показано как бы вскользь, неприглядно, а то и просто в негативном свете. Например, мир мышления и абстрактных понятий – это очень опасное место, в которое заходить нельзя. Эмоции в мире абстрактных понятий истончаются и практически исчезают – так считают авторы фильма. Примитивные, свойственные животным эмоции возможно и подвергаются трансформации. А вот высшие, культурно обусловленные эмоции или чувства - нравственные, моральные, эстетические - связаны и часто вызываются к жизни как раз абстрактными понятиями. Восхищение литературным произведением, чувство долга, любовь к Родине т.д. - это как раз те эмоции ( или чувства, четкого разделения в этих понятиях нет), что отличают человека от животного.

Само противопоставление мира эмоций миру понятий, идея о том, что они не могут существовать вместе, разрушительны для процесса истинного познания. Великий немецкий философ Вильгельм Дильтей считал, что никакое гуманитарное знание невозможно без переживаний. Настоящее понимание, говорил он, заключается в соединении чувственного опыта и разума.

Но авторы фильма отвергают разум: в Головоломке интеллект, знания, мышление не только не участвуют в управлении жизнью человека, они выставляются как нечто незначительное либо опасное и разрушительное.

Да, кстати, хотелось бы спросить у авторов: а куда же делась, например, такая эмоция, как интерес? Это тоже одна из примитивных, свойственных уже младенцам эмоция. Почему брезгливость есть, а интереса нет? Интерес тесно связан с интеллектуальным развитием. В зрелом состоянии интерес превращается в любознательность, он движет человеческим развитием, побуждает человека к познанию. Так почему брезгливость оказалась важнее?

Еще одна особенность фильма, на которой хотелось бы остановиться – это так называемая инверсия гендерных ролей. Сейчас чуть ли не в каждом голливудском фильме персонажам приписываются особенности и роли, свойственные противоположному полу. Девочки часто представляются активными и бесстрашными, а мальчики   - пугливыми и пассивными. Так, Райли занимается подчеркнуто мужским видом спорта – хоккеем. Она активно носится по льду и лупит клюшкой по шайбе. А испуганный мальчик сидит на трибуне и пассивно наблюдает. О том, что подобные сюжеты - это не дань моде, а четко сформулированная и осознанно поселяемая в головы детей ( и взрослых тоже) идеологема, я уже писала.

Итого: в милый, вроде бы даже добрый и теплый мультфильм помещаются весьма странные идеи. Почему авторы исключают, делают мало значимым, а то и дискредитируют все те составляющие, что развивают человека или выделяют его из мира животных? Вопрос риторический. Воинствующий антиинтеллектуализм давно уже стал трендом в современном масскульте. У масскульта одна цель - формировать квалифицированного потребителя, ни в коем случае не руководствующегося разумом. Потребителем должны руководить примитивные эмоции. Главное – не думать и не сомневаться.



  • 1
вот гады! Как с этим бороться?

Анализировать и доносить до общества, а особенно до родителей

это возможно только на родительских собраниях в школе

Спасибо! Очень вовремя!

Такие времена пошли, что на фильм для детей лучше сначала сходить без детей и оценить его самостоятельно или с отзывами ознакомиться ((

Вот ещё - сеют "разумное, доброе, вечное".
Чем дальше - тем хуже и хуже:
https://www.youtube.com/watch?v=6fSAKFlkz28

Ничего себе! Они уж едаже не стесняются

Да, мне тоже очень "понравилось"...

Но только это не Пиксар. А мультики разные выпускают, и аудитория у них тоже разная бывает.
http://www.imdb.com/title/tt3978670/
https://www.youtube.com/watch?v=MYq_35xJtFY

отличная статья! спасибо!

Пытаются сделать человека полностью зависимым от среды, основной частью которой в XXI веке становится информационный фон.

концептуально всё верно, только эмоции другие и их больше чем пять и управляют они по сложному алгоритму приоритетов! вообще то странно что это вообще показали, это всегда были скрытые знания как и сама концепция развития разума.

интерес и брезгливость это не эмоции ,это реакции.

Разные ученые по-разному считают. В этом отношении в психологии большая путаница.

Edited at 2015-06-14 07:11 am (UTC)

то что "учёные " не могут "договорится" не значит что я не могу дать единственное правильное объяснение как это устроено.

Наверное, брезгливость стоит особняком, потому что она брезгует в том числе и тем человеком, которым она управляет.

А тот, кем управляют, соответственно, должен брезговать всем в себе, что не сводится к этим эмоциям.

Иначе в пентумвират вторгнется любопытство или что-то ещё - и разрушит складную картину примитивной предзаданности.

Может пора уже выпускать собственные мультики?
А что? Руки есть. Рисовать умеем...

Умели когда-то. ВОзможно и сейчас еще умеем. Советская мультипликация была совершенно уникальным явлением. И совершенно точно, что пора уже самим делать для наших детей мультфильмы. Причем со своим собственным содержанием и почерком. Нынешние наши представляют из себя жалкую пародию на американские мультики.

Этот мультик не смотрела, но по все остальные смотрела и согласна с Вашим анализом полностью. Тоже не люблю зомбирование)

Голливуд уже давно превратился в средство пропаганды

Знаете, я не могу не согласиться с Вами в том, что пропаганда каких-то идей есть везде, - от этого никуда не денешься, все авторы используют какие-то идеи в своих произведениях. Но мне кажется, что Вы немного слишком сильно к этому всему придираетесь.

Почему? Потому что можно придраться к Золушке за то, что там птички разбирали горох и просо (или что там было), по просьбе девочки. В реальной жизни ведь так не бывает? Так же, как и людьми управляет больше, чем 5 эмоций - это правда. Ну да, в мультике упростили весь процесс. Но чего Вы ждали - научного доклада? О вещах, кстати, о которых до сих пор никто точно не договорился - считать их вообще эмоциями или нет? Еще можно сказать, что упрощен процесс, скажем так, принятия решений. Т.е. в мультике зачастую возникает впечатление, что решение принимает не Райли, а ее эмоции - соответственно, и живет не она, а они. Она как бы только костюм для них. Где какие-то "веления сверху" (от самой Райли)? Почему именно эмоции задают направление движения, причем даже у взрослых, если обычно - наоборот, мы решаем что-то, а эмоции уже способствуют или противятся этому, и тут уже надо разбираться? Это, имхо, намного большая проблема этого м/ф, чем упрощение системы мозга, и то - это все равно сказка, и если она нравится, увлекает, заставляет думать, чувствовать и анализировать себя, то ей это можно простить.

Еще меня несколько удивило Ваше отношение к "испуганному мальчику". Ведь вопрос не в том, что он в хоккей не играет (может, он в мужской команде, а тут матч женской - в своей же команде он вообще первый парень?). Тут просто стандартный стереотип "мальчики боятся девочек" - он застыл, когда она ему что-то сказала. Вот это продвижение стереотипа, имхо, опять же хуже, чем то, что он пассивно наблюдает. Знаете, зрители, крутые мужики-болельщики, на разных матчах(футбольных и т.п.) тоже пассивно наблюдают. Ну орут, и то от настроения зависит. Это вовсе не говорит об их пассивной роли в жизни - они пришли отдохнуть.
В общем, из-за этого Вашего примера складывается впечатление, что Вы либо не поняли этот момент, либо специально перетягиваете одеяло на те проблемы, которые волнуют лично Вас. Первое можно понять, второе же... если так, то Вы делаете то же, что, по Вашему мнению, делают создатели м/ф.

Понимаете, в произведении есть основной посыл. В Золушке он один, а в Головоломке - совсем другой. Дело ведь не в научном докладе, а в ложной картине мира. Есть некие законы мира, законы жизни. В Золушке они не выворачиваются наизнанку. А в Головоломке - еще как.

Про испуганного мальчика. И снова важен основной посыл: да, бывает, что мальчишки боятся девчонок. Но и девочки тоже боятся мальчиков. Есть кроме того образ женщин воительниц в искусстве. Но этот образ очень-очень редко был главным. Все равно главный образ героя - это мужской образ. Активного, смелого и т.д. А в Головоломке мы имеем ПОЛНУЮ инверсию ролей. Вот зачем она? Здесь Райли такая вот активная, занимающаяся мужским делом, а мальчик - наоборот.

ах да, что мне было уж вообще неясно, так это почему у Райли в голове эмоции были, очевидно, разных полов - гнев и страх мужчины, радость, печаль и отвращение женщины; а у родителей - очевидно одного пола, у мамы все женского (одинаковые волосы и очки, как у родительницы), у папы вроде мужского (тут хуже запомнила). ПОЧЕМУ? Они пол меняют в процессе? Или они переодеваются просто? Или становятся "похожими на хозяина"? Вот это вообще странно, как мне кажется.

Хороший вопрос. Особенно если учесть, что из Райли сделали такую вот пацанку.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account