Previous Entry Share Next Entry
Капитан Джек Воробей - антигерой нашего времени?
tachkasmedom
"Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить". Эрих Мария Ремарк.


Серия фильмов о пиратах карибского моря стала, пожалуй, самым удачным из диснеевских проектов за последнее время. Она имеет феноменальный успех как на Западе, так и у нас в России, а главный герой, харизматичный пират Джек Воробей, стал одним из популярнейших киногероев. Образ героя нам предложен довольно любопытный и появился он неслучайно. Тем интереснее присмотреться к нему повнимательней. Джек Воробей - пират, человек без дома, без родины, без корней. Он морской разбойник. Не Робин Гуд, грабящий богатых, чтобы помочь бедным, нет. Его интересует только собственное обогащение, до всех остальных ему нет дела. Джек мечтает найти корабль, на котором он мог бы уплыть за дальние моря, «корабль, чтобы заходить в порт раз в десять лет; в порт, туда, где будет ром и распутные девки». Он классический индивидуалист. В одном из эпизодов пираты обращаются к Джеку за помощью: «Пираты собираются дать бой Бэкету, а ты - пират…если мы не объединимся, они убьют нас всех, кроме тебя», - обращаются к нему его не то друзья, не то враги. «Звучит заманчиво», - отвечает Джек. Ему не нужны друзья, он жаждет абсолютной свободы от каких бы то ни было обязательств. Это герой, который отказался от долженствований, он передумал спасать других, как это полагается Герою и решил заняться служением своим собственным интересам.
Он освободился от общества. Свобода – слово, которое Джек повторяет достаточно часто. Его стремление  к свободе  вполне отражает чаяния современного общества.
     История Европы и Америки с конца средних веков -  это  история постепенного раскрепощения человека, приобретения им все больших прав и свобод.  Преимущества  свободного демократического общества очевидны. Но мало кто говорит о  негативных факторах, сопровождающих это освобождение. Эрих Фромм, крупный немецкий философ, социальный психолог, занимавшийся изучением  влияния политического и экономического развития общества на психику  человека, писал :«Индивид освобождается от экономических и политических оков. Он приобретает и позитивную свободу - вместе с активной  и  независимой  ролью, какую ему приходится играть в новой системе,- но при этом  освобождается  от связей,  дававших  ему  чувство  уверенности  и  принадлежности  к  какой-то общности. Он уже не может прожить всю жизнь в тесном мирке, центром которого был он сам; мир стал безграничным и угрожающим.  Потеряв  свое  определенное место в этом мире, человек потерял и ответ на вопрос о смысле его  жизни,  и на него обрушились сомнения: кто он, что он, зачем он  живет?  Ему  угрожают мощные силы, стоящие над  личностью -  капитал  и  рынок.  Его  отношения  с собратьями, в каждом из которых он видит  возможного  конкурента,  приобрели характер отчужденности и враждебности; он свободен  -  это  значит,  что  он одинок, изолирован, ему угрожают со всех сторон».
Вместе со свободой человек приобретает бессилие и неуверенность изолированного  индивида,  который  освободился  от всех уз, некогда придававших жизни смысл  и  устойчивость. Это ощущение неустойчивости очень хорошо проявляется в самом образе Джека. Он пират - человек, в буквальном смысле лишенный почвы под ногами. Он и ходит как-то странно, на носочках и как бы покачиваясь. Появление такого  героя  -  индивидуалиста, рвущего связи с миром, бегущего от обязательств, человека, который никому не доверяет и никого не любит, человека без целей, привязанностей и интересов – закономерно.  Джек Воробей  -  конечный продукт эволюции общественного сознания,  «человек свободный», так сказать.
Справедливости ради стоит сказать, что одна цель у Джека Воробья все-таки имеется. Он очень хочет стать бессмертным.  Появление такого желания тоже вполне закономерно, поскольку интенсивный  страх смерти –   переживание, весьма свойственное людям, подобным обаятельному весельчаку  Джеку. Ибо он - страх смерти, присущий каждому - имеет свойство многократно усиливаться, когда человек проживает свою жизнь бессмысленно, впустую. Именно страх смерти гонит Джека на поиски источника вечной молодости. Отрицание смерти довольно свойственно современной западной поп-культуре.  Бесконечно растиражированные изображения скелетов, черепов с костями -  это ни что иное,  как попытка сделать смерть чем-то близким, смешным, попытка с ней запанибратски подружиться,   убежать от осознания трагического переживания конечности жизни.  «Наша эпоха попросту отрицает смерть,  а  вместе  с  нею  и  одну  из фундаментальных сторон жизни. Вместо того чтобы превратить осознание  смерти и страданий в один из сильнейших стимулов  жизни  -  в  основу  человеческой солидарности, в катализатор, без которого  радость  и  энтузиазм  утрачивают интенсивность и глубину,- индивид вынужден подавлять это осознание», говорит Фромм. У Джека не хватает мужества осознать  неизбежность смерти, он бежит от нее.
Итак, «свобода» Джека Воробья – это, цитируя Фромма, та самая  «негативная свобода, которая превращает  индивида  в   изолированное существо  -  слабое  и  запуганное, -  чье  отношение  к  миру   определяется отчужденностью  и  недоверием». Эта отчужденность и недоверие мешают ему прибегнуть  традиционным источникам утешения и защиты: религии, семейным ценностям, глубокой эмоциональной привязанности к людям, служению высокой идее. Все это последовательно обесценивается в современной западной культуре. «Проявления эгоизма в капиталистическом обществе становится правилом, а проявление солидарности - исключением», - говорит Фромм.
    Зачем же  Голливуд так старательно воспроизводит бесчисленных клонов образца «герой-одиночка»?  Зачем тиражирует образ индивидуалиста,  эгоистичного и  недоверчивого? Для чего популяризировать образ человека, лишенного  утешения? 
Тут уместно снова процитировать Фромма, серьезно и глубоко исследовавшего психологические особенности западного общества. Он утверждает, что человек лишенный утешения, является идеальным потребителем. «Потребление, - говорит он, - ослабляет ощущение тревоги и беспокойства». Лишенный духовных источников утешения, человек устремляется к источникам материальным, которые могут предложить лишь временное успокоение, суррогат. Стимуляция потребления – одна из основных задач рыночной  экономики. И неважно, что радость от приобретения совсем ненадолго способна заглушить беспокойство, что удовольствием подменяется подлинное счастье. Для того чтобы сделать  связку товар-удовольствие  прочнее, у человека растормаживают самые низменные его  качества,  разрушая тем самым душу. Следовательно, любая идея, исповедующая приоритет духовных ценностей и пренебрежение к ценностям материальным, должна быть дискредитирована. Христианство, коммунизм, со своими идеями о гуманизме и мечтами о духовном восхождении человека, подвергаются особенно яростным нападкам. Именно поэтому священников в голливудских фильмах часто выставляют либо смешными и слабыми, либо жесткими подавляющими личностями, а людей верующих – сумасшедшими фанатиками. Бизнес  не заинтересован в духовном росте человека, ему нужен потребитель, в смутной тревоге вынужденный  бродить по гипермаркетам в поисках душевного успокоения, подобно  капитану Джеку Воробью,  бесцельно скитающемуся по свету. Но, может, создатели фильма сжалятся над Джеком и в следующей серии заберут у него чуток этой призрачной свободы, а взамен подарят ему чуток смысла?

?

Log in

No account? Create an account